«Коллайдер продолжает занимать особое место в моем сердце»
- 08.12.2025
Расим Мамутов переехал в новосибирский Академгородок в 13 лет, поступать в Физико-математическую школу имени М. А. Лаврентьева при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ). Отучившись на трехгодичном потоке в ФМШ, он поступил на физический факультет НГУ, а теперь оканчивает аспирантуру Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН). В 2025 г. Расим стал призером Конкурса молодых ученых ИЯФ СО РАН. В интервью молодой исследователь рассказал, чем его так привлекают коллайдеры и источники синхротронного излучения, каково это, работать в условиях неопределенности, и ищет ли ученый общественного признания.
– Расим, расскажи, пожалуйста, когда ты впервые заинтересовался наукой?
– Первый раз я столкнулся с элементами науки и фантастики в детстве, когда смотрел мультфильмы про сверхлюдей. Большинство же из них получили свои суперспособности из-за радиации, мне стало интересно, как излучение на самом деле влияет на вещество. А вот физику я полюбил в школе, в 7 классе. У нас был очень харизматичный преподаватель – его демонстрационные эксперименты впечатляли. Дети в принципе лучше воспринимают информацию, если она подкреплена визуальным рядом. Чтобы их заинтересовать нужно, чтобы все было эффектно, красиво, а физика – это один из тех предметов, в котором все это есть, главное, уметь показать.
– Откуда ты родом?
– В Новосибирск я переехал из Казахстана. В родном городе я сначала учился в обычной школе, а с шестого класса – в школе с физико-математическим уклоном. Именно там, как мне кажется, у меня и сформировалась база, которая в будущем позволила успешно наращивать знания по физике в ФМШ, НГУ и в ИЯФе.
Родители как будто спокойно отнеслись к моему отъезду, да и я не сильно переживал по этому поводу. Я вообще спокойно отношусь ко всякому роду неопределенностям, а работая в науке, ты постоянно имеешь с ними дело.
– Что ты имеешь ввиду под неопределенностью?
– Научная деятельность – это творческий процесс, поэтому ученый всегда находится в поиске новых идей и нестандартных путей решения задач. Когда идея родилась, а задача поставлена, ты оказываешься в состоянии неопределенности, потому что, зачаcтую, не знаешь, каким будет результат, и когда ты его получишь. К таким условиям надо уметь приспосабливаться, чтобы эффективно работать, ну, и вообще иметь их ввиду, когда выбираешь науку своей профессиональной сферой деятельности.
– После ФМШ ты поступил в НГУ на физфак? Почему не мехмат?
– Физика более наглядная и в некотором смысле универсальная. С ее помощью можно сформировать полную картину мира, потому что она сама этот мир и описывает. К тому же, ФФ НГУ – один из лучших в России физических факультетов. Сейчас я понимаю, что я не совсем правильно подошел к выбору вуза – я ведь даже не рассматривал никакие альтернативы. Было бы более научно и системно посмотреть, какие еще есть вузы и направления, и из них уже выбирать. Впрочем, я не жалею о своем выборе – чувствую себя на своем месте.
– А когда выбирал кафедру ускорительной физики применял научный подход?
– В Новосибирске есть два коллайдера – это звучит гордо. В ускорительщики я пошел осознанно. Я уже долго работаю на коллайдере ВЭПП-4М, но все равно каждый раз, как вижу его, восхищаюсь и удивляюсь.
– Чем тебе так нравятся коллайдеры?
– Это большие и сложные физические установки, на них ставят уникальные эксперименты – это первое, почему они мне нравятся. Второе – ускоритель, будь то коллайдер или источник синхротронного излучения, состоит из множества компонентов, и чтобы все они работали как единый организм, ученые должны виртуозно применять математический аппарат, программирование, инженерное дело, операторское мастерство. Поэтому все физики-ускорительщики обладают системными междисциплинарными познаниями. Наверное, это больше всего привлекает.
– О каких научных результатах ты рассказывал на Конкурсе молодых ученых ИЯФ СО РАН в 2025 г.?
– Одна из моих задач на коллайдере ВЭПП-4М – поддержание его работоспособности и повышение светимости. На КМУ я рассказывал про метод на основе машинного обучения, который позволяет повышать производительность установки в режиме реального времени, во время эксперимента. Обычно ускорителем управляет оператор, который выставляет нужные параметры до эксперимента, или в самом начале работы установки. Во время эксперимента он уже не может вмешиваться в работу, потому что так можно, наоборот, снизить параметры или вообще испортить эксперимент.

Аспирант ИЯФ СО РАН младший научный сотрудник ИЯФ СО РАН Расим Мамутов. Фото Т. Морозовой.
Наша команда пересмотрела этот стандартный подход к настройке коллайдера и к повышению его светимости. Мы проанализировали операционные данные с ВЭПП-4М за много лет, построили различные зависимости, определили, какие управляемые параметры и насколько сильно влияют на целевую характеристику, и на их основе создали программное обеспечение, которое в режиме реального времени подстраивает параметры магнитной структуры коллайдера. Благодаря новому методу увеличивается не только качество экспериментов, но и скорость получения данных.
Наша цель состояла в создании метода, который может быть применен на любом ускорителе, а на ВЭПП-4М мы верифицировали его, чтобы понять, эффективен ли он.
– Эффективен?
– Да. Работа была выполнена успешно. Но также важна сама идея переосмысления стандартных методов настройки коллайдера.
– Ты работаешь не только на коллайдере ВЭПП-4М, но и занят на источнике синхротронного излучения СКИФ. Расскажи, чем занимаешься там?
– Если на коллайдере мы гонимся за светимостью, то на источнике синхротронного излучения – за яркостью. Уровень яркости определяется параметром, который называется эмиттанс, на СКИФ он должен быть порядка 75 пм·рад. Моя работа связана с комплексной настройкой магнитной структуры основного кольца. СКИФ – это большая установка, много магнитных элементов, наугад там ничего не настроишь – поэтому работаем по тому же принципу: пишем ПО для управления ускорителем, продумываем стратегию настройки.
– Коллайдер – установка для получения фундаментальных знаний, источник синхротронного излучения – инструмент прикладного назначения. Что тебе больше нравится?
– Создание источника синхротронного излучения СКИФ – это вызов для Института ядерной физики, а лично для меня – возможность получить огромный профессиональный опыт. Это же прорывная установка и, конечно, мне очень хочется на ней поработать. Но и коллайдер продолжает занимать особое место в моем сердце, и я очень жду, когда начнется строительство коллайдера ВЭПП-6. На этой установке будет реализован уникальный метод столкновения пучков Crab Waist, который позволяет многократно повысить светимость коллайдера, а это фронтир ускорительной науки. Если говорить в целом, то важно развивать и фундаментальную науку, и прикладную – в Новосибирске для этого есть все.
– Считаешь ли ты профессию ученого особенной?
– Все профессии важны, и в каждой есть свои особенности, но мне кажется, человек, который идет в научный институт, должен очень хорошо понимать специфику работы ученого. Научный сотрудник всегда находится в поиске, всегда стремится к новому, часто сомневается и пробует разное. Специфика же работы (а особенно в ускорительной науке) заключается в том, что иногда на поиск нового, а потом на получение результатов, уходит очень много времени. Поэтому мне кажется, что в некотором смысле работа ученого – это бремя. А еще наша профессия творческая, потому что под рукой нет точных инструкций и выработанных совершенных алгоритмов. Наоборот, иногда на пути к получению результата все может сильно поменяться. Несмотря на такие серьезные условия неопределенности большое преимущество работы в науке – в наличии свободы для самостоятельной работы. Но, возможно, это характерно только для ИЯФ. И не менее важный момент, в НИИ работа не превращается в рутину, потому что есть возможность менять вид деятельности. Например, не идет написание статьи, садишься оператором на ускоритель, а можешь поработать над экспериментом или сфокусироваться на студентах и преподавании. Очень удобно и не дает выгорать.
– Спасибо, что кинул мостик. Ты преподаешь?
– Да, я преподаю на физфаке в НГУ программирование и скоро начну вести методы машинного обучения.
– Что тебе нравится в преподавании?
– Мне нравится делиться со студентами не только знаниями, но и опытом, нравится учиться самому. И важный момент преподавания, о котором не стоит забывать. Обучая первокурсников, мы растим своих потенциальных коллег, так что каждый преподаватель заинтересован в том, чтобы делать свою работу хорошо.
– Раз наука – творческая сфера, важно ли для ученого признание?
– Я думаю, что важно признание коллег, фидбэк от специалистов, в этом смысле, да. А вот насчет признания общественности, не знаю, может быть, и нет.
Подготовила Татьяна Морозова.