«Представьте, что вы – пучок электронов»*: ИЯФ СО РАН показал школьникам настоящую науку

400 километров, шесть часов на дорогу и целый день в мире большой науки – школьники 10-11 классов технического лицея №176 города Карасука побывали на экскурсии в Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН), в Специализированном учебно-научном центре Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ) и на строительной площадке Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ»). Они увидели то, что доступно лишь единицам, например, свечение антивещества в электрон-позитронном коллайдере ВЭПП-2000, и узнали, как российские ученые создают технологии будущего.

5348117629900028204 3

Слева направо: ведущий научный сотрудник ИФП СО РАН, профессор СУНЦ НГУ, доктор физико-математических наук Б.Г. Вайнер и директор ИЯФ СО РАН, академик РАН П.В. Логачев встречают школьников за знаменитым круглым столом ИЯФ СО РАН. Фото А. Сковородиной.

Уникальная экскурсия для учеников карасукского технического лицея №176 прошла в апреле 2025 г. Для ребят поездка в Новосибирск стала особенной. Вместо учебников – коллайдер ВЭПП-2000, вместо школьной доски – путешествие по строительной площадке СКИФ, вместо привычных уроков – живая наука. Вместе с детьми день провели директор ИЯФ СО РАН, академик РАН Павел Логачев, ведущий научный сотрудник Института физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН (ИФП СО РАН), профессор СУНЦ НГУ, доктор физико-математических наук Борис Вайнер, инженер-исследователь ИЯФ СО РАН, председатель Совета молодых ученых ИЯФ СО РАН Кристина Сибирякова и научный сотрудник ИЯФ СО РАН Дмитрий Старостенко.

IMG 20250418 110005

Слева направо: научный сотрудник ИЯФ СО РАН Дмитрий Старостенко и председатель Совета молодых ученых ИЯФ СО РАН, инженер-исследователь Кристина Сибирякова. Фото А. Сковородиной. 

Ребята проделали большой путь – 400 километров отделяют Карасук от новосибирского Академгородка. Чтобы быть в Институте ядерной физики в 10 часов утра, они отправились в дорогу в 4 часа ночи.

«Я хочу отметить, что дети согласились встать ночью, поехать к нам и также поздно вернуться. Учитывая длительный переезд, они, тем не менее, в течение дня активно работали. По ним не было видно, что они устали. Даже в конце дня нам продолжали задавать вопросы», – поделился научный сотрудник ИЯФ СО РАН Дмитрий Старостенко.

Экскурсия началась с теплого приёма за круглым столом, но главное ждало впереди – знакомство с научными установками ИЯФ СО РАН. Первой остановкой стал коллайдер ВЭПП-2000, где школьникам показали то, что редко видят даже учёные – свечение антивещества.

IMG 20250418 115727

Школьники технического лицея №176 на коллайдере ВЭПП-2000. Фото А. Сковородиной. 

Мы живём в мире, где нас окружают электроны, нейтроны и протоны, из них состоят все атомы. С помощью искусственных манипуляций можно получить антиэлектроны, то есть частицы с положительным зарядом, которые называют позитронами. При движении позитронов в коллайдере или накопителе, они излучают фотоны в видимом спектре, которые выводятся из вакуумной камеры наружу при помощи системы зеркал и объективов. Ребята познакомились с работой коллайдера. 

5346186488049693870 3

Свечение антивещества (позитронов). Фото Б. Вайнера.

Школьники узнали, как ИЯФ продолжает традиции, заложенные ещё его основателем и первым директором – академиком Г. И. Будкером, и почему разработки Института ценятся во всём мире. На производственных площадках ИЯФ СО РАН создают оборудование, не имеющее мировых аналогов.

«Здесь всё уникальное – от технологий до людей. Павел Владимирович не раз повторял, что в ИЯФе создают оборудование, по некоторым параметрам лучшее в мире. На подобных экскурсиях попадаешь в мир будущего, настолько здесь мощное и современное производство», – поделился своими впечатлениями Борис Вайнер.

5348117629900028205 3

Учащиеся технического лицея №176 в бустерном кольце коллайдера ВЭПП-2000. Фото Б. Вайнера.

«Чувствовалось, что у ребят хороший уровень базовой физики. Когда мы говорили про какие-то явления, они понимали, о чём идёт речь. Бывает, что к нам приезжают школьники, которые через пять минут перестают тебя слушать и отвлекаются на телефон, потому что им уже не интересно. А здесь все было по-другому», – прокомментировала инженер-исследователь ИЯФ СО РАН, председатель Совета молодых ученых ИЯФ СО РАН Кристина Сибирякова.

Затем экскурсия продолжилась в СУНЦ НГУ, включая визит в их собственный планетарий.

Кульминацией стало посещение площадки строящегося ЦКП «СКИФ». Надев каски, участники прошли по помещениям ускорительного комплекса, где идет монтаж оборудования. Такая экскурсия – большая удача, так как попасть на стройку довольно сложно, особенно школьникам.

5348117629900028206 3

Слева направо: ведущий научный сотрудник ИФП СО РАН, профессор СУНЦ НГУ, доктор физико-математических наук Б.Г. Вайнер и директор ИЯФ СО РАН, академик РАН П.В. Логачев в Корпусе стендов и испытаний ЦКП «СКИФ».

 «Впечатлил тёплый приём. Всё было продумано и рассчитано по минутам. Хочу отметить доброжелательность и внимательность, постоянное сопровождение. Такие экскурсии нужны, они полезные и эффективные», – рассказала преподаватель технического лицея №176 Ольга Парпура.

 5348117629900028207

Ольга Парпура – преподаватель технического лицея №176. Фото А. Сковородиной.

Экскурсия не только расширила кругозор школьников, но и вдохновила на дальнейшее изучение науки. Многие признались, что теперь всерьёз задумываются о карьере в научно-исследовательских институтах Академгородка.

«Мне очень понравилась экскурсия, больше всего запомнился электрон-позитронный коллайдер. Для нас сделали исключение –  мы смогли зайти внутрь и посмотреть на него вблизи. Это было намного увлекательнее, чем слушать о нём только информацию и наблюдать с камер. Зачастую людям интереснее смотреть на что-то вживую, а не с фотографий. Хоть для меня на экскурсии не было новой информации, её объяснили простым языком, не очень завуалированно. Мне бы хотелось снова посетить такую экскурсию, но узнать что-то новое. Я учусь по физико-математическому и биохимическому профилю, поэтому экскурсия только дополнила представление о естественно-научных дисциплинах», – поделился ученик технического лицея №176 Светослав Мельниченко.

 5346186488049693871

Учащийся технического лицея №176 Светослав Мельниченко (посередине). Фото А. Сковородиной.

Экскурсия наглядно показала, что настоящее физическое образование – не просто формулы и задачи, а живой диалог с миром науки.

«Среди учеников и студентов всегда есть ребята, для которых счастье – узнать что-то новое, найти особенное решение. Непередаваемые ощущения, когда ты даёшь знания детям, которых у них не было. Например, буквально недавно я рассказывал своим ученикам почему облака белые. Никто, оказывается, не знал. А теперь, когда они видят облака или пар из кастрюли, понимают, что это маленькие капельки жидкости, бывший газ, перешедший в жидкую фазу, тогда он становится видимым. Очень вдохновляет, когда ты видишь эти горящие глаза», – поделился Борис Вайнер.

IMG 20250418 111020

 ВЭП-1 – один из первых в мире коллайдеров. Фото А. Сковородиной.

Карьерных возможностей в Академгородке у выпускников школ много. Например, ИЯФ СО РАН представляет профильные кафедры в НГУ и НГТУ НЭТИ. В НГУ на физическом факультете (ФФ НГУ) от ИЯФ есть шесть кафедр: физика элементарных частиц, физика плазмы, физика ускорителей, радиофизика и физико-техническая информатика, теоретическая физика. В НГТУ на физико-техническом факультете (ФТФ НГТУ) ИЯФ предоставляет кафедру электрофизических установок и ускорителей. ИФП СО РАН представляет кафедру физики полупроводников на ФФ НГУ, а также кафедру полупроводниковых приборов и микроэлектроники факультета радиотехники и электроники НГТУ.

 

*Цитата Кристины Сибиряковой с экскурсии по ИЯФ СО РАН.

 

Подготовила: Анастасия Шамова

Пресс-служба ИЯФ СО РАН