«Цель науки – это удовлетворение собственного любопытства»

 

Сергей Попов работает в лаборатории №10 Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН). Его научная деятельность посвящена физике плазмы и проблемам управляемого термоядерного синтеза (УТС). На данный момент Сергей с коллегами заняты созданием фотонного нейтрализатора для мощных инжекторов отрицательных ионов, без которых сложно представить термоядерную энергетику и развитие таких проектов, как Международный термоядерный реактор ИТЭР. Фотонный нейтрализатор, разработанный в ИЯФ СО РАН, необходим, чтобы помогать инжектору эффективно нагревать плазму до термоядерных температур. В начале десятых годов команда Сергея создала миниатюрную версию установки, сейчас физики работают над более крупным прототипом, чтобы в дальнейшем развить технологию для полномасштабного производства фотонных нейтрализаторов. За успехами Сергея Попова следит и его брат-близнец – Александр Попов, который также работает в ИЯФ СО РАН. Сергей рассказал о том, как они с Александром попали в физики, куда он поступал в тайне от родителей, о забавных путаницах на работе, и как он делает гимнастику для мозгов.

IMG 9080

Старший научный сотрудник ИЯФ СО РАН кандидат физико-математических наук Сергей Попов. Фото Е. Койновой.  

– Сергей, расскажи, пожалуйста, как ты пришел в науку?

– В детстве я мечтал стать пилотом военного самолета, и даже в тайне от родителей пробовал поступить в Училище начальной лётной подготовки. К сожалению, не прошел медкомиссию. Дальше, по приоритету, мои интересы распространялись на технику и математику. Мы с братом учились в простой сельской школе Алтайского края, но в ней был очень сильный преподавательский состав. Учителя привили интерес к физике, математике, химии. И совершенно случайно моя учительница физики, за что я благодарен ей до сих пор, нашла задачи для поступления в заочную математическую школу при Московском физико-техническом институте (МФТИ). Мы с братом эти задачи решили, отправили по почте и поступили на заочное обучение. Параллельно мы приняли участие в очередной олимпиаде и по ее результатам попали на собеседование еще и в летнюю школу СУНГЦ НГУ (ФМШ). Это было лето перед 11 классом, и мы решили съездить в Новосибирск. На обучение в заочной школе при МФТИ времени уже не хватало, но при этом поступать на физтех мы все еще планировали. Пока мы учились в ФМШ, нас убедили, что физфак НГУ – лучший в стране, физтеху совсем не уступает, а для нас Новосибирск еще и территориально был ближе.

Признаться, до Летней школы я вообще не знал о существовании НГУ. Мы с братом решали какие-то типовые задачи вступительных экзаменов в МФТИ, в МГУ, в Ленинградский университет, а про НГУ до нас информация дошла случайным образом. Но в итоге поступили мы именно сюда, а потом пришли в ИЯФ.

IMG 9115

Сергей Попов с братом Александром Поповым. Фото Е. Койновой.

– Родители были рады, что вы поступили в ФМШ, а потом в НГУ? Кстати, кем они были по профессии?

– В целом, я думаю, что они были рады, хотя мама, помню, специфически относилась к нашему поступлению. Для нее Новосибирск был довольно далеко, она ратовала за то, чтобы мы поступали куда-то в Барнаул, рядом с домом. Новосибирск был для нее далеко, но в любом случае поближе, чем Москва и МФТИ.

Родители были первым поколением интеллигенции в нашем роду, до этого все в семье были крестьяне, как по линии отца, так и матери. Отец – сельский учитель, преподавал историю, географию и военное дело в той же школе, где учились мы. Мать – врач-фельдшер, работала всю жизнь в Колыванской больнице.

– Получается, вы с братом учились вместе со школы, а теперь еще и работаете вместе. Были ли какие-то забавные истории, связанные с тем, что вы очень похожи? Может быть, экзамены друг за друга сдавали в школе или университете, коллеги путали на работе?

– Учителя в школе нас хорошо различали, и стремления разыграть их не было. А вот уже во взрослом возрасте был период, когда я ездил по правам брата. Экзамены мы точно друг за друга не сдавали: обычно, в тех предметах, в которых был силен Саша, мне тоже помощь не требовалась, а если были проблемы, то у обоих. Но если надо было что-то объяснить по учебе, то мы, конечно, друг другу помогали. Один всегда видит задачу или вопрос немного с другого ракурса, поэтому путем обсуждений (или даже ссор), можно было докопаться до правильного ответа.

5323397726584562128

Братья Поповы. Фото Е. Койновой.

Первые годы работы в ИЯФ бывали случаи, что нас путали. У Саши еще в аспирантуре появились работы, за которые он был ответственен. И вот я, бывало, иду по коридору, ко мне кто-то подходит, здоровается, начинает обсуждать какой-то производственный вопрос, и я понимаю, что они думают, что я – Саша. Иногда мне казалось, что это сильно энергозатратно объяснять человеку, что он ошибся, что я брат-близнец Саши и все такое. Поэтому я кивал и иногда даже отвечал «да, все правильно делаете», если что-то спрашивали. Вопрос решен, все довольны.

Мне кажется, что с какого-то момента мы перестали быть сильно друг на друга похожи, например, у брата другая форма лица, но были времена, когда нас действительно было сложно отличить. Недавно мне попала в руки фотография нас с братом, сделанная 15 лет назад на танцевальной площадке (до этого момента я ее не видел). Когда я начал ее рассматривать, то с трудом определил, где на фото - я. Сделал это по косвенным признакам, по элементам одежды.

– Несмотря на то, что вы с братом выбрали физику, на втором курсе университета вы разошлись по разным кафедрам. Чем тебя заинтересовала физика плазмы?

– На первом и втором курсе университета мне очень нравились теоретические задачи. Именно из-за этого, и еще из-за пренебрежительного отношения к экспериментальной физике в школе (лабораторные работы никогда не вызывали восхищения), я был уверен, что стану теоретиком, буду решать кучу красивых задач. И почему-то я думал, что таких задач много именно в области физики плазмы. Потом я понял, что в некотором смысле обманулся, но было уже поздно.

Теоретиком меня не взяли, пришлось пойти в экспериментаторы. Сейчас я ни о чем на жалею, ведь теперь я понимаю, что экспериментальная работа – очень важная часть физики, более того, современная теория не имеет смысла без эксперимента. Из такой работы можно вытянуть очень много интересных задач, которые решаются на кончике пера, и когда удается их решить, ты получаешь неимоверное удовольствие и от результата, и от процесса его достижения. Вот таким образом я стал физиком-экспериментатором в области физики плазмы.

на ГОЛ

Сергей Попов. Фото Е. Койновой. 

– Получается, что у вас с братом совершенно не пересекаются научные направления, но вы понимаете область научной деятельности друг друга, интересуетесь успехами? Ходите друг к другу в гости в лаборатории?

– Да, естественно, ходим и делимся. Только я делюсь больше, чем Саша, потому что мне объяснить ему физику фотонов, классических частиц и полей легче, чем ему – физику элементарных частиц мне. Я могу слушать его разговоры с большими учеными из теоретического отдела, и я там все понимаю, но сказать ничего не могу (Смеется).

– А пересекаются ли у вас интересы в жизни? Может быть, есть общие увлечения?

– Увлечения у нас совпадают на протяжении всей жизни. В студенчестве мы увлекались бальными танцами, причем Саша начал заниматься первым, но потом бросил, а я продолжил, и до 2010 г. активно занимался, выступал на соревнованиях. Еще из хобби было фортепиано, потом у обоих появилась любовь к лыжам. Кататься на лыжной базе ИЯФ Саша стал первым, а потом и я подключился. Подстегивали друг друга, на соревнованиях сначала он долго побеждал, потом был период, когда я его стал обгонять. Можем поиграть в настольный теннис, но тут он сильно впереди.

– Как ты думаешь, какова цель науки и для чего ты в науке?

– Думаю, что цель науки – это удовлетворение собственного любопытства, ну а если это еще можно совместить с пользой для общества, тогда совсем хорошо.

– Ты преподаешь в НГУ и в ФМШ. Какие предметы ты ведешь и нравится ли тебе этим заниматься?

IMG 8799

Сергей Попов. Фото. Е. Койновой.

– В разное время я преподавал разные дисциплины, но сейчас веду курс физики сплошных сред в университете. На первом этапе, когда предмет тебе еще не надоел, ты получаешь удовольствие от того, что удалось кому-то что-то объяснить. Особенное удовольствие для преподавателя – это работа с умными и заинтересованными студентами, потому что они получают удовольствие от новых знаний. Но бывает так, что преподавание становится чисто формальной функцией. Такое происходит, когда студент умный, но незаинтересованный, или умный и заинтересованный, но не любит преподавателя. Тогда ты просто выполняешь свою часть работы, а он – свою. Но хуже всего, конечно, когда студент просто не заинтересован. Преподавание привлекает еще и тем, что несмотря на то, что ты преподаешь известный тебе предмет, это очень тренирует мозги, не дает закостенеть. И это еще одна причина, по которой я не бросаю эту деятельность. Преподавание – это гимнастика для мозгов.

 

 

 Подготовила Татьяна Морозова