Журавлев Василий Михеевич (г.р. 1913)

Младший сын в семье столяра-краснодеревщика. Отец - Михей Родионович - считался большим мастером, еще до революции делал на заказ кареты и пролетки, сани с затейливыми узорами из дерева и с инкрустацией. Один из старших братьев Василия Михеевича стал первоклассным кузнецом, второй – ювелирного мастерства токарем.

Сам Василий Михеевич стал слесарем-инструментальщиком высокой квалификации, в годы войны делал «Катюши». Уже после войны был бригадиром слесарей на новосибирском турбогенераторном заводе, где осваивали тогда строительство гидрогенераторов для многочисленных послевоенных ГЭС. Василий Михеевич впервые в союзной практике обеспечил свободную сборку деталей генератора без дорнования.

Не обошлась без него и советская ядерная физика. В 1959 году В.М. Журавлев был принят на работу в ИЯФ на должность начальника ремонтных мастерских, из которых позже вырастет экспериментальное производство Института. Директор ИЯФ, академик Г.И. Будкер лично знал его и ценил. Дело, которым они вместе тогда занимались, было абсолютно новым для страны, многое приходилось изобретать, многое не получалось. Но никогда Будкер при всей его деятельной натуре не указывал Журавлеву, как надо работать. Василий Михеевич был не просто слесарем, а настоящим мастером, который пользовался всеобщим уважением и щедро делился своим мастерством. Несколько десятков его учеников стали высококлассными специалистами, способными, как их учитель, выполнять сложные заказы с особой точностью и чистотой исполнения.

Именно он придумал и организовал в мастерских предновогодние лыжные гонки в карнавальных костюмах. Он же был инициатором новогодних вечеров в мастерских ИЯФ с самодеятельностью, спектаклем, танцами. Ни один юбилей не обходился без вручения В.М. Журавлевым юбиляру собственноручно сделанной памятной медали.

Воспоминания Василия Михеевича Журавлева:

«… В ИЯФ я пришел по приглашению Александра Абрамовича Нежевенко, знавшего меня по турбогенераторному заводу, где я работал начальником инструментального цеха. Был я назначен начальником объединенных мастерских, которых как таковых еще не было. Всех работников мастерских я подбирал лично, проводя с каждым персональные беседы. После чисто производственных вопросов я задавал последний: чем вы занимаетесь в свободное от работы время?

При прочих равных качествах приоритет отдавался «артистам», музыкантам и спортсменам, что в будущем благоприятно отразилось на моральном климате коллектива.

Удалось создать атмосферу дружбы, взаимопомощи, уважения, доверия... В мастерских не было краж, грубостей, не висело замков на верстаках и тумбочках. Зарплату получали без кассира, приходили в инструментальную, расписывались в ведомости, брали сколько положено, и не было случая недостачи денег. Нам удалось создать прекрасный коллектив самодеятельности.

Был хор, эстрадный и духовой оркестры и даже фокусник. Проводили соревнования по лыжам, волейболу.

И все это было на фоне производственных успехов!»

Проработав в ИЯФ 35 лет, Василий Михеевич в возрасте 81 год ушел на пенсию. Награжден медалью «За трудовую доблесть».