Онучин Алексей Павлович (1934-2021)
Алексей Павлович Онучин – один из пионеров в разработке методов регистрации частиц, создании детекторов и проведении экспериментов на встречных электрон-позитронных коллайдерах. Внёс большой вклад в развитие экспериментальных методик по физике частиц, определивших высокий уровень экспериментов, проводимых в ИЯФ — разработку и производство многопроволочных пропорциональных камер, различных счётчиков, основанных на черенковском излучении, создание калориметра на основе жидкого криптона и многое другое.
Детство и школьные годы А.П.Онучина прошли на маленьком железнодорожном разъезде Войновка под Тюменью. Учился в Тюмени, школу окончил с серебряной медалью, а в 1953 году поступил на физический факультет МГУ.
В 1959 году после окончания физического факультета МГУ он был принят на работу в ИЯФ.
А.П.Онучин принимал участие в экспериментах на ВЭП-1, активно работал над подготовкой детектора для ВЭПП-2, руководил созданием детектора МД-1 на основе многопроволочных пропорциональных камер для экспериментов на коллайдере ВЭПП-4. Алексей Павлович был признанным экспертом в системах регистрации частиц, которые являются основой любого эксперимента на встречных пучках.
Его научный стиль отличался глубокой проработкой физических основ любой задачи, а многие из экспериментальных результатов по измерению масс частиц до сих пор остаются лучшими в мире по точности.
Для экспериментов на ВЭП-1 Алексей Павлович спроектировал счетчики для оперативного измерения светимости по процессу малоуглового рассеяния. В этом эксперименте впервые наблюдалось двойное тормозное излучение. По результатам этих экспериментов в 1965 году А.П.Онучин защитил кандидатскую диссертацию. Это была первая диссертация по физике, выполненная методом встречных пучков.
В 1970 году под его руководством на накопителе со встречными электрон-позитронными пучками ВЭПП-2 в области энергий до 1,3 ГэВ проведен эксперимент, в котором было обнаружено множественное рождение адронов (мезонов).
Докторскую диссертацию в 1973 г. А.П.Онучин защитил по результатам экспериментов на ВЭПП-2, где впервые на встречных пучках были использованы проволочные искровые камеры и черенковские счетчики.
В 1980—1986 годах на накопителе со встречными электрон-позитронными пучками ВЭПП-4 с энергией до 10 ГэВ под руководством А. П. Онучина был проведен цикл экспериментов по изучению ипсилон-мезонов.
Работа по прецизионному измерению масс ипсилон-мезонов и других элементарных частиц на встречных электрон-позитронных пучках была удостоена в 1989 году Государственной премии СССР.
В дальнейшем Алексей Павлович проводил эксперименты с детектором КЕДР на коллайдере ВЭПП-4М в ИЯФ, а также многие годы был лидером группы российских физиков, работающих в международной коллаборации BaBar на В-фабрике в Национальной ускорительной лаборатории SLAC (США).
Благодаря усилиям и энтузиазму Алексея Павловича Институт катализа и ИЯФ организовали совместное производство аэрогеля, необходимого для создания нового поколения систем идентификации частиц. Производимый в Новосибирске аэрогель - лучший по оптическим параметрам, является основой систем идентификации частиц ряда экспериментов по всему миру: систем счетчиков детекторов на коллайдерах ВЭПП-4М и ВЭПП-2000 (Новосибирск), детекторов черенковских колец Большого адронного коллайдера (Женева) и незаменимым компонентом черенковских счетчиков космического излучения Международной космической станции AMS02.
А.П.Онучин читал лекции по экспериментальной ядерной физике на кафедре электрофизических установок и ускорителей для студентов физико-технического факультета НГТУ-НЭТИ и издал учебник по этой тематике.
Из воспоминаний А.П. Онучина:
«12 апреля 1961 года, когда Гагарин полетел в космос, я приехал в Новосибирск. В ИЯФ шла отделка главного здания, работали мастерские, конструкторское бюро и основные службы Института.
В начале 1962 года ИЯФ полностью переехал в Новосибирск. В высоком темпе начались работы по запуску ВЭП-1 и ВЭПП-2. В это время широко обсуждались проблемы подготовки кадров для ИЯФ. В НГУ на физфакe прошли первые наборы студентов. Началось активное обсуждение с ректоратом НЭТИ о возможности подготовки студентов для работы в ИЯФ. В результате было принято решение организовать специальную кафедру. Студенты на эту кафедру набираются по конкурсу, слушают лекции по спецкурсам, которые читают физики и инженеры ИЯФ, и работают в лабораториях института. Вениамин Александрович Сидоров, Алексей Георгиевич Хабахпашев и я стали обсуждать проблемы организации лекций по экспериментальной ядерной физике в НГУ и НЭТИ. Было решено, что лекции в НГУ будет читать Хабахпашев, а в НЭТИ буду читать я.
Опыта преподавательской работы у меня не было, лишь воспоминания о лекциях в МГУ и три солидных монографии. Вопросов возникало очень много: с чего начинать, какому курсу читать, один или два семестра? После долгих обсуждений было принято решение, что это будет годовой курс «Экспериментальные методы ядерной физики» для студентов IV курса. Он будет посвящен теории прохождения частиц через вещество, приборам для регистрации частиц, законам статистики в ядерных экспериментах и экспериментам на встречных пучках. Главная цель курса – научить слушателей понимать основные явления, делать оценку эффектов, получать данные, используя монографии и справочники. Подготовка лекций потребовала от меня много времени. Необходимо было среди большого количества материала выбрать наиболее важное. И вот в сентябре 1964 года состоялась моя первая лекция. Несмотря на большое волнение, я остался доволен. Первый учебный год прошел успешно».
«Онучин Алексей Павлович вел физику детекторов. Насколько я помню, он был аспирантом в лаборатории С.И. Вавилова, в которой работал и П. Черенков. У Алексея Павловича проблемы со зрением, поэтому для того, чтобы что-то хорошо увидеть, он вынужден подносить предмет очень близко к глазам. Если честно, я не мог поверить, что такой человек способен вести лекции. Каково же было мое удивление, когда я понял, что Алексей Павлович прекрасно ведет лекции, при этом зрение ему просто не нужно. Он все делает по памяти, запоминая даже место на доске, где он писал ту или иную формулу. Кроме этого, ходят легенды про спортивную подготовку Алексея Павловича. Например, мой знакомый в 2014 году рассказывал, что в раздевалке спорткомплекса НГУ встретил Онучина А.П. с лыжами. Знакомый был поражен, насколько он спортивно выглядит для своих лет. А я сам лично видел, как в –25 градусов мороза Алексей Павлович, покрытый инеем, легкой трусцой пробегал по проспекту Лаврентьева. И это при его зрении и возрасте!» (А.Е. Левичев)
Алексей Павлович являлся руководителем ведущей научной школы РФ, из которой вышел целый ряд высококвалифицированных ученых-физиков. Под его руководством были защищены два десятка кандидатских и 6 докторских диссертаций. Среди его учеников есть профессора, заведующие лабораториями, член-корреспондент РАН.
Награжден Орденом «Знак Почёта» (1971) и Премией имени П. А. Черенкова (2008) — за цикл работ «Детекторы с черенковскими счетчиками в экспериментах на встречных пучках».