Чириков Борис Валерианович (1928 – 2008)

Борис Валерианович Чириков

Выдающийся учёный, академик Борис Валерианович Чириков являлся создателем нового направления в физике – теории динамического классического и квантового хаоса. В нелинейной динамике хаотические режимы играют определяющую роль, будь то турбулентность в течении плазмы, жидкостей и газов или же задача о движении кометы Галлея в Солнечной системе.

Б.В. Чириков родился в 1928 году в г. Орле. В 1946 году поступил на физико-математический факультет Московского педагогического института им. В.И. Ленина, а затем перевелся на физико-технический факультет МГУ. Вскоре он был принят на работу в качестве студента-практиканта в Теплотехническую лабораторию АН СССР (ТТЛ, ныне ИТЭФ), где после блестящей защиты диплома продолжил работу в качестве физика-экспериментатора. В 1954 году по предложению Г.И. Будкера, который хорошо знал студента Бориса Чирикова, он перешел на работу в ЛИПАН (ныне – Российский научный центр «Курчатовский институт»).

В 1958 году на базе возглавляемой Г.И. Будкером Лаборатории новых методов ускорения был создан Институт ядерной физики СО АН СССР, и два года спустя в числе первых его сотрудников Борис Валерианович переехал в Новосибирск. Начав свою исследовательскую деятельность как физик-экспериментатор, он создал новое теоретическое направление – теорию классического динамического хаоса. Сделав в конце 60-х гг. выбор от эксперимента к теории, Борис Валерианович обратился к численному эксперименту, проявив незаурядный талант и неповторимую индивидуальность исследователя. Предложенная им модель – «стандартное отображение», получившая впоследствии название отображение Чирикова, позволила изучить важнейшие аспекты стохастической динамики для широкого диапазона нелинейных физических систем – от частиц в ускорителях и плазменных ловушках до астрофизических объектов. Благодаря своему высокому научному авторитету среди специалистов разных стран, он сумел организовать международное сотрудничество с использованием передовых достижений вычислительной техники. Венцом такого сотрудничества явилось создание теории динамического квантового хаоса. Сложилась и плодотворно работала школа Чирикова. Кроме физиков из Новосибирска, в нее входили группы ученых США, Италии и Франции, в течение многих лет плодотворно сотрудничавших с Борисом Валериановичем.

Напряженную научную деятельность Б.В. Чириков сочетал с преподавательской и просветительской деятельностью. Его яркие и нестандартно написанные учебники помогли войти в физику нескольким поколениям студентов Новосибирского государственного университета, где он читал лекции с самого основания НГУ.

Из сборника «Борис Валерианович Чириков – законодатель хаоса»:

«Первый раз я увидел Б.В. еще совсем молодым, в Москве, где-то около 1959 г. Он был очень молод, чуть больше 30, но воспринимался, как бесспорный корифей. Ощущение этого возникало отнюдь не от доминантности его внешности или поведения. Наоборот, он был очень прост, доступен и радушен. Худощавый, подвижный, улыбчивый, он был для всех открытым и приветливым, оставаясь в разговорах и спорах весело-ироничным, чуждым всякой патетике. Но глубина и обширность его знаний были сразу очевидны». (С.А. Хейфец)

«Для тех, кто тесно общался с Б.В., был очевиден его уникальный дар понимать суть сложнейших физических явлений, интуитивно чувствовать, что верно и что нет, и где можно ожидать действительно интересных результатов. Поражала его способность понимать одновременно и теоретическую физику, и «высокую» математику, не говоря уже об экспериментальной физике, в которой он весьма успешно работал некоторое время. Он мог находить ошибки и у математиков, причем мирового уровня и у физиков, включая нобелевских лауреатов. Самым уничижительным эпитетом для авторов неправильных работ у Б.В. был – «путаник»». (Ф.М. Израйлев)

«В численных экспериментах по динамическому хаосу и экспериментатор, и теоретик соединились в одном лице, что уже через несколько лет привело к зарождению теории динамического хаоса, составившей основу докторской диссертации Бориса Валериановича в 1969 г. В дальнейшем эти и последующие исследования легли в основу вышедшего в 1979 г. в «Physics Reports» фундаментального обзора, получившего в научном сообществе неофициальное название «библия хаоса». Разумеется, такой успех был бы невозможен без глубокого теоретического понимания проблемы, высокой теоретической культуры». (О.В. Жиров)

«Классический и квантовый хаос вызывали интерес у широкого круга людей. Спектр посетителей кабинета Чирикова был очень широк…Его отношение было одинаково уважительным к каждому посетителю. Он никогда не обвинял кого-либо за незнание известных вещей и часто отмечал, что «критика должна быть конструктивной»…Еще более удивительно то, что Чирикову удавались научные обсуждения не только с физиками, но и с математиками, и даже с философами. Достаточно отметить, что он публиковал философские статьи на немецком, английском и русском языках и был уважаем как философами СССР, так и Запада…» (Д.Л. Шепелянский)

«Он был в курсе всех тех вопросов, которые задают философы науки, будь то дискуссия о следствиях теоремы Белла или же «реинкарнация» многомировой интерпретации квантовой механики в космологии. Необыкновенная ясность его мысли и четкость изложения запутанных вопросов были очень характерны для него. Борису Валериановичу была присуща интеллигентность, которая проявлялась буквально во всем. В нем не чувствовалось напыщенности и осознания собственной значимости. Его доброжелательность и корректность делали общение с ним очень легким и интересным». (В.В. Целищев)

«Борис всегда выглядел очень спортивным, ныне мало кто знает, что он был одним из основателей горнолыжного спорта в Академгородке. В частности, именно он инициировал расчистку горнолыжного склона в Ключах». (И.Ф. Гинзбург)

Информация об академике Б.В. Чирикове представлена на информационном ресурсе "НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ Новосибирского научного центра".