Сотрудники ИЯФ – ветераны Великой Отечественной войны (в разработке)

Шарнин Леонид Максимович (1923 – ?)

Родился 24 марта 1923 года в городе Новосибирске.

Закончил 7 классов, поступил в школу фабрично-заводского обучения (ФЗО), но окончить её не успел: перевели на работу токарем на Новосибирский инструментальный завод.

В 1942 г. призван на фронт Октябрьским райвоенкоматом г. Новосибирска, в 1943 г. закончил Красноярскую школу авиаспециалистов. В действующей армии находился с августа 1943 г. по май 1945 г., был авиамотористом в рядах 810-го штурмового авиаполка 15-й воздушной армии Брянского, а затем 1-го Прибалтийского фронтов.

15-я воздушная армия сформи¬рована 29 июля 1942 г. в составе Брян¬ского фронта 2-го формирования. В октябре 1943 г. армия была передана в состав Прибалтийского фронта. Поддерживала наступление его войск на Витебско-Полоцком направлении, затем участвовала в разгроме соединений южного фланга группы армий «Север», содействовала успешному форсирова¬нию реки Великая. В летних наступательных операциях 1944 г. армия содействовала войскам фронта при прорыве сильно укреплен¬ной обороны противника в районе Идрица, Себеж, Дрисса, участвовала в Режицко-Двинской операции, в сентяб¬ре-октябре 1944 г. принимала участие в боях за освобождение Латвии, её столицы г. Рига. В 1945 г. в составе 2-го Прибалтий-ского, с 1 апреля — Ленинградского фронтов армия участвовала в ликвида¬ции курляндской группировки противника. За годы Великой Отечественной войны летчики армии совершили около 160 тыс. самолетовылетов, участвовали в четырех воздушных операциях.

Подвиги Л.М. Шарнина в годы войны были отмечены двумя орденами – орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени, 7-ю медалями, среди которых: «За боевые заслуги» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (вручена 9 мая 1945 г.).

Из Приказа № 5/н от 05.11.1944 г. о награждении медалью «За боевые заслуги» Шарнина Леонида Максимовича: «Наградить моториста младшего сержанта Шарнина М.Л. За период пребывания с 20.8.43 г. по 28.10.44 г. тов. Шарнин подготовил материальную часть к 113 боевым вылетам и совместно с механиком восстановил поврежденную матчасть на 13 самолетах. 24.09.44 г. у самолета № 9356 при выполнении боевого задания снарядом ЗА [зенитной артиллерии] было пробито костыльное колесо, правый щиток и тяга щитков. Товарищ Шарнин за 20 минут заменил поврежденное колесо и тягу щитков за 1 ч. 10 мин. с хорошим качеством ремонта».

В 1946-1947 гг. Леонид Максимович был механиком в 47-м штурмовом и 8-м Гвардейском авиаполках. После демобилизации в 1948 году работал на Новосибирском заводе «Труд» и Новосибирском инструментальном заводе.

Трудовая деятельность ветерана в Институте ядерной физики СО АН СССР проходила на экспериментальном производстве, где он проработал до ухода на пенсию по инвалидности токарем с июля 1961 года по сентябрь 1975 года.