Свободное программное обеспечение на службе у бизнеса.

Балдин Е.М.

июнь 2007



Павел Валентинович Филатов

Если уж где-то и считают деньги, то это в бизнесе. Так уж получается, что в конкурентной экономике выживает самый приспособленный. И если бизнес начинает выбирать свободное программное обеспечение для своих целей — значит что-то в этом есть.

Павел Валентинович Филатов — начальник отдела IT, ООО «Петрокрипт». Заинтересовался GNU/Linux в самом конце девяностых годов. Узнал об «ОС для настоящих мужчин» (UNIX) когда начал активно пользоваться интернетом. Из чисто академического интереса (Павел имеет физико-техническое образование) решил установить и попробовать. С тех пор не только пробует, но и приспосабливает для решения насущных задач.

Евгений М. Балдин Евгений: Чем занимается Ваша компания?

Павел В. Филатов Павел: Наша компания является Специализированным Оператором Связи по предоставлению услуг сдачи отчётности хозяйствующими субъектами в контролирующие органы (ФНС, ПФ, Росстат). Наша деятельность строго ограничена рамками законодательства и лицензируется ФСБ и Министерством связи.

Компания работает в Республике Карелия, Мурманской и Псковской области и предоставляет сервис примерно 5.000 предприятиям. Также мы распространяем и обслуживаем сертифицированные средства криптозащиты и системы электронного документооборота.

Евгений: Сколько людей в ней работает? Какой процент из них непосредственно сталкивается по работе с открытыми продуктами?

Павел: В нашей компании около 20 человек. С продуктами с открытым исходным кодом в той или иной мере работают все сотрудники компании.

Евгений: Почему Вы начали переход на GNU/Linux, ведь, налоговая система давно и традиционно завязана на технологии от Microsoft?

Павел: Наша компания предоставляет сервис на технологии «Контур-Экстерн» (ЗАО «ПФ СКБ Контур», http://www.kontur-extern.ru/), которая завязана именно на платформу Microsoft Windows. Но в своей собственной работе, мы активно используем продукты с открытым исходным кодом.

Изначально, переход на продукты с открытым исходных кодом не планировался всё происходило планомерно. Исторически так сложилось, что сетевая инфраструктура была основана на OSS продуктах: GNU/Linux, Samba, Postfix, Squid, Apache, MySQL, Bind — всё давно всем знакомо.

По моему мнению само по себе ПО никого не интересует, интересны сервисы которые можно предоставить пользователям на них.

Евгений: Как проходил сам переход?

Павел: Когда компания стала активно развиваться, появилось множество командировок и первое, что потребовалось — это web-интерфейс к почте и средство групповой работы или Groupware[*]. Была внедрена система с открытым исходным кодом Horde (http://www.horde.org).

Далее, в году 2005 или 2006, в браузере Internet Explorer были в очередной раз обнаружены целые «пачки» критических уязвимостей, которые некоторое время не исправлялись производителем. Было принято решение заблокировать на прокси-сервере выход в интернет IE (кроме некоторых доверенных сайтов) и всем пользователям был установлен Mozilla Firefox. С тех пор так и осталось — всех устраивает.

Следующим толчком к переходу на OSS, стал дальнейший рост компании, стало больше менеджеров и инженеров поддержки и встала проблема совместной работы и управления взаимоотношениями с клиентами, необходим был CRM[*]. Это место занял также продукт с открытым исходным кодом SugarCRM (http://www.sugarcrm.com), на который в данный момент легла львиная доля организации работы компании: от первого звонка клиенту до дальнейший технической поддержки, bugtraq, планирование собственной деятельности. SugarCRM — это CRM с web-интерфейсом.

Для совместного ведения документации было установлено также средство с web-интерфейсом и открытым исходным кодом DokuWiki[*] (http://wiki.splitbrain.org).

Ну и средством сетевого общения стал jabber[*], на OSS продукте ejabberd (http://ejabberd.jabber.ru/) с гейтом в ICQ.

В 2006 году Microsoft начала в регионе широкую компанию по лицензированию своих продуктов. Было принято решение лицензировать часть рабочих мест, а часть перевести на GNU/Linux, так как пользователям из-за внедрённых ранее сервисов стало фактически всё равно под какой ОС запускать браузер.

Было принято решение перевести большинство пользователей на работу с терминальными серверами и бездисковыми клиентами. Причём, тех пользователей, которым не требуется специфичного ПО для Windows, на GNU/Linux терминальный сервер[*].

В целях лучшей управляемости и скорости развёртывания было принято решение использовать бездисковые станции (на самом деле обычные ПК без жёстких дисков). Клиент для бездисковой загрузки был подготовлен с помощью специального дистрибутива Linux — Thinstation (http://thinstation.sourceforge.net). Таким образом мы получили систему в которой можем быстро и дёшево развернуть Linux на большое количество клиентских персональных компьютеров.

Саму миграцию на бездисковые клиенты совершили просто и быстро, однажды вечером сняли со всех ПК жёсткие диски и настроили загрузку по PXE[*].

Евгений: Сколько времени заняло обучение пользователей?

Павел: Как ни странно, на первичное обучение пользователей ушло около часа. Всё что нужно было показать, это: вход в систему, расположение ярлыков и основные отличия OpenOffice от MS Office. И всё это при том, что пользователи, в основном менеджеры, не имеют специального IT-образования[*]

Естественно, по ходу использования GNU/Linux, у пользователей появлялись вопросы, которые решались по ходу работы. Например, не раз пришлось объяснять, что контрагентам не нужно высылать договора или коммерческие предложения в формате open document.

Евгений: Неужели всё прошло абсолютно «гладко»?

Павел: Недовольные конечно были, так как с миграцией на бездисковые ПК и Linux, некоторые пользователи потеряли некоторую часть «свободы», но эти проблемы были решены руководством в административном порядке.

Евгений: Ну, и если уж упомянули, а что из себя представляет список основных отличий OpenOffice от MS Office?

Павел: Основной минус OpenOffice — это пожирание памяти в неограниченном количестве, желательно чем больше памяти в сервере тем лучше. Конечно, при современной стоимости ОЗУ это не так болезненно, но всё же неприятно, терять 100 Мб на пользователя при открытии довольно простого документа.

А пользователям пришлось объяснить, где и как менюшки и диалоговые окна отличаются. Сами пользователи сейчас заявляют, что для них практически нет никакой разницы.

Евгений: Какой дистрибутив использовался в качестве основного?

Павел: Исторически мы в компании работаем с SuSE. И для терминального сервера был выбран OpenSuSE 10.1. Разработку, внедрение и поддержку осуществляем собственными силами. Для IT-отдела это не составляет большого труда, так как все инженеры знают GNU/Linux (у нас это большое преимущество при приёме к нам на работу).

Евгений: В чём были основные сложности перехода?

Павел: Сам переход оказался на удивление не сложным, видимо это связано с тем, что мы долго и планомерно внедряли web-сервисы у себя в компании, и в конечном итоге оказалось, что выбор ОС не столь важен. А если это так зачем платить больше?

А из сложностей можно выделить следующие:

Евгений: Какие работы по переходу ещё не закончены?

Павел: В данный момент осуществляется переход оставшихся Windows пользователей на Windows терминальный сервер, т.к. существуют ряд продуктов (например, бухгалтерское, банковское ПО, ПО для сдачи отчётности) которые работают только в среде MS Windows. В идеале видится работа в компании только двух терминальных серверов и необходимого минимума отдельных ПК.

Евгений: Как к возможности использовать OSS-программы отнеслась дирекция?

Павел: Нормально относится, ведь переход был ей и санкционирован (улыбается). Сама же дирекция хоть и использует ОС MS Windows, но активно пользуется OSS сервисами: почта — Horde, CRM — SugarCRM, обмен быстрыми сообщениями — jabber и «живая документация» — wiki.

Евгений: Можете ли Вы оценить на сколько проще стало работать относительно периода до и после перехода?

Павел: Естественно, IT-отделу стало проще. Централизованная система из терминальных серверов намного легче управляется чем зоопарк ПК. Пользователям я думаю тоже, так как в том графическом окружении которое у них настроено пользователи фокусируются на своей предметной области, а не на особенности работы операционной системы.

Евгений: Чтобы вы пожелали сообществу OSS от себя лично?

Павел: Не быть фанатиками, Где Linux хорошо, там Windows смерть и наоборот. Использовать в каждом продукте его сильные стороны.

OSS решения выгодно продавать. ПО не стоит ничего — поддержка «наше всё».

Об этом документе ...

Свободное программное обеспечение на службе у бизнеса.

This document was generated using the LaTeX2HTML translator Version 2002-2-1 (1.71)

Copyright © 1993, 1994, 1995, 1996, Nikos Drakos, Computer Based Learning Unit, University of Leeds.
Copyright © 1997, 1998, 1999, Ross Moore, Mathematics Department, Macquarie University, Sydney.

The command line arguments were:
latex2html -split 0 -local_icons -no_navigation PavelFilatov.tex

The translation was initiated by baldin on 2008-02-02


Примечание

... Groupware[*]
Groupware (англ. group (группа) + англ. ware (изделия)) — программное обеспечение для совместной работы группы людей. Обеспечивает взаимодействие между людьми, совместно работающими над одной проблемой. Так как устоявшегося русского термина пока нет, часто используется английский термин без перевода. Источник Википедия.
... CRM[*]
CRM-система (сокр. от англ. Customer Relationship Management System система управления взаимодействием с клиентами) — корпоративная информационная система, предназначенная для улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с клиентами, установления и улучшения бизнес-процедур на основе сохранённой информации и последующей оценки их эффективности. Источник Википедия.
... DokuWiki[*]
Вики или Wiki — гипертекстовая среда для сбора и структурирования письменных сведений. Одной из основных особенностей Wiki является возможность многократно править текст посредством самой вики-среды (сайта), без применения особых приспособлений на стороне редактора. Источник Википедия.
... jabber[*]
Jabber (джабер; досл. пер. с англ. болтовня, трёп) открытый протокол для быстрого обмена сообщениями и информацией о присутствии между любыми двумя абонентами в Интернете. Источник Википедия.
... сервер[*]
Основное отличие X Window System (на котором и основана работа GNU/Linux терминального сервера) от Windows терминального сервера, в том, что «сервером» в X Window называется сторона на которой происходит отрисовка изображения, а «клиентом», сторона на которой приложение выполняется, то есть «сервер» находиться на стороне пользователя, а «клиент» на стороне сервера. И на стороне пользователя происходит именно отрисовка изображения, а не передача картинки пользователю как в RDP. Подробнее о работе X Window можно прочитать в wiki (http://en.wikipedia.org/wiki/X_Window_System).
... PXE[*]
PXE (англ. Preboot Execution Environment, произносится «пикси») — среда для загрузки компьютеров с помощью сетевой карты без использования жёстких дисков, компакт-дисков и других устройств, применяемых при загрузке операционной системы. Для организации загрузки системы в PXE используются протоколы IP, UDP, DHCP и TFTP. PXE-код, прописанный в сетевой карте, получает загрузчик из сети, после чего передаёт ему управление. Источник Википедия.
... IT-образования[*]
Как раз в момент проведения этого интервью, от пользователей поступила просьба провести им небольшие обучающие курсы по GNU/Linux


baldin 2008-02-02