июнь 2007
Система GNU/Linux в школе хороша и отнюдь не только потому, что бесплатна. GNU/Linux -- идеальный помощник для учителя в его желании обучать.
Для продвижения GNU/Linux в школе следует привлекать не столько детей, сколько учителя. Необходимо постоянно подчёркивать сильные стороны этого образчика программного обеспечения: он легко настраивается под задачу, он работает на исправных компьютерах почти независимо от их года выпуска, а при грамотной установке поддержка занимает удивительно немного времени.
В кабинете информатики средней образовательной школы «Горки-10», расположенной в одноимённом обычном посёлке на двадцать пятом километре необычного Рублёво-Успенского шоссе имеется свой компьютерный «зоопарк»:
На всём этом учитель должен наладить образовательный процесс в соответствии со стандартом. Стандарт, возможно, «кривой», но всё же стандарт.
В качестве основного дистрибутива был выбран основанный на Slackware компактный VectorLinux 5.0 (http://www.vectorlinux.com/). В качестве источника пакетов для основного дистрибутива «служит» DeepStyle 1.0 (http://deepstyle.org.ua/) -- локализованный и немного доработанный украинскими энтузиастами Slackware.
Вход в систему осуществляется через xdm. На каждом компьютере существуют два пользователя guest и guest7. Пользователь выбирается в зависимости от темы урока. Их домашние каталоги запакованы в tar-архивы и распаковываются при каждой перезагрузке Х-Window. Для этого в файл Xsetup_0 добавлен вызов скрипта clear.sh:
#!/bin/sh /usr/bin/rm -rf /home/guest /usr/bin/tar -xzf /home/guest.tgz -C /home /usr/bin/rm -rf /home/guest7 /usr/bin/tar -xzf /home/guest7.tgz -C /homeЭти простые настройки гарантируют неизменность состояния рабочего места ученика на начало урока, так как переписывается абсолютно всё.
Первое, что видит ученик после авторизации -- это рабочий стол:
В меню учащийся при желании или по команде учителя может отыскать следующие программы:
Пакеты устанавливаются в полуавтоматическом режиме с ftp-сервера учителя. Решение с ftp-сервером оказалось самым простым, но ничему не противоречит, чтобы для этой же цели использовался NFS.
Программы для установки подготавливаются с помощью makepkg. Для этого создан простой скрипт sc_installer:
# !/bin/sh # # install all packets from ftp 192.168.0.1/pub/packets_to_istall # rm /tmp/inst_pack/* mkdir /tmp/inst_pack cd /tmp/inst_pack/ /usr/bin/wget ftp://192.168.0.1/pub/packets_to_istall/*.tgz /sbin/installpkg *.tgz rm /tmp/inst_pack/* rmdir /tmp/inst_pack/Не менее простой sc_home удаляет предыдущие архивы с настройками и копирует настройки с компьютера учителя:
# !/bin/sh # # install all packets from ftp 192.168.0.1/pub/new_home # cd /home/ rm *.tgz /usr/bin/wget ftp://192.168.0.1/pub/new_home/*.tgzТеперь для обновления и настройки программ достаточно выполнить:
> ssh root@user1 > sc_installer&&sc_homeЭтот конструктор прост, надёжен и главное -- работает. Да, ещё важно, чтобы права на файлы конфигураций были только у root, а у пользователя был доступ только на чтение.
Предмету Информатика сейчас обучают с седьмого по одиннадцатый классы. Для обучения необходимы рекомендованные учебники. Выбор учебников остаётся, естественно, за учителем, но здесь предлагается уже опробованное решение:
К сожалению учебник Гейна и др., выпал из «Перечня рекомендованных (допущенных) учебников и учебно-методических изданий» на 2006/2007 года.
Планы занятий, расписанный по урокам, можно посмотреть на DVD-диске, идущем с журналом. Естественно, эти планы необходимо модифицировать под свои нужды. Достоинство этих в планов в том, что они реально опробованы.
Всему миру помочь невозможно, поэтому улучшать его следует начать со своих близких. А делать то, что ты умеешь лучше окружающих, повышает ценность хороших поступков.
Чемисов Константин Александрович, инженер-технолог (машиностроение), в кабинете информатики школы Горки-10 внедрил GNU/Linux в учебный процесс более полутора лет назад.
Евгений М. Балдин Евгений: Как Вы оказались в школьном кабинете информатики?
Константин А. Чемисов Константин: Преподавателем работает моя мама, поэтому приходится помогать. До установки нового класса работал класс УКНЦ и с ним проблем не было. С новыми компьютерами проблемы появились сразу, и я вызвался помочь. Так теперь и помогаю уже около шести лет.
Евгений: Как и почему это было проделано? Какие проблемы встретились на этом непростом пути?
Константин: Началось все из-за желания наличия отсутствия проблем. Первым делом были написаны уроки для Ktouch (2 дня). Потом был выбран дистрибутив, и им оказался Vector 5.0.2 standart. Первоначально сохранялась двойная загрузка, но когда Linux был настроен, преподавание велось только под ним.
В процессе были проблемы с оборудованием (пухли конденсаторы на материнских платах), но Linux их стойко пережил. OpenOffice.org 1.5 был заменён на OpenOffice.org 2.0, когда тот вышел. Это было сделано из-за наличия в последнем базы данных. Были настроены «псевдо-сайты» на учительском компьютере и добавлены обои на рабочий стол.
Всё было сделано так, что школьники не могут менять обои, не могут настраивать заставку, короче, ничего не могут, кроме положенного по теме урока. В сети используются статические IP и файл hosts. Последнее время думаю про DNS, но пока лень.
Евгений: Как переход на Linux облегчил работу учителя?
Константин: То, что ученик не может ничего испортить сохраняет нервы преподавателя. Нет никаких идиотских фраз в скринсэйвере, никаких дурацких заставок из пэйнта. Поиграть им не дают. Есть только одна игра Kblackbox, но и она запускается по ssh учителем, когда это нужно.
Евгений: Чем объясняется выбор основного дистрибутива?
Константин: Я начинал со Slackware 3.5 и «слакварь» мне привычна. Всегда можно что-то коряво отрубить, и потом все остальное будет работать. Vector Linux действительно быстрый и оптимизированный дистрибутив. К тому же стандартная версия представляет собой тарбол с корневой системой внутри, которая довольно быстро распаковывается даже на медленных машинах (в отличие от дистрибутивов с кучей пакетов).
Евгений: Были ли возражения со стороны учеников? Фразы, типа «долго грузится» и тому подобное?
Константин: Сложности были, но только из-за непривычки. Хотя, OpenOffice действительно грузится долго и работает не спеша, особенно база данных. Возражения со стороны учеников были, но они смирились. Аргументы против, как правило, на уровне: «Виндоус, потому что ,,виндоус'' нормальный».
Евгений: Родители не возмущались?
Константин: Родители вряд-ли знают на чем работают дети. Учителя даже проходили обучение на этих компьютерах и ничего, справились.
Евгений: Мне кажется реализованной вариант настройки довольно любопытен. Это где-то подсмотрели или собственная разработка?
Константин: Разработки все собственные (там ничего сложного). Теперь рабочее место ученика представляет из себя стройную систему «костылей и подпорок» (улыбается).
Евгений: Что нужно GNU/Linux, для того чтобы продвинуться в школе?
Константин: Наверное, стандартный дистрибутив с автоматической установкой. Лучше на основе Debian.
Цель учителя -- обучить ученика, даже если ученик этому активно противится. Всё отвлекающее должно быть ликвидировано. Учёба -- это тяжёлая работа, которую каждый должен уметь выполнять на отлично.
Евгений М. Балдин Евгений: Вы можете как-то сравнить ситуацию до и после?
Галина Н. Чемисова Галина: Ситуация сложилась так, что большое количество лет я преподавала в классе УК-НЦ под ФОДОСом. Первоначально в новый класс поставили 5+1 компьютер и хаб на 8 портов с предустановленной Win2000.
Проблема заставить детей делать только то, что требуется, решалась созданием профиля гость с удалением всего ненужного из главного меню и с рабочего стола. После перезагрузки восстанавливались установки из «Default user». С самого начала подготовки и настройки программного обеспечения мне помогал сын, он же решал все проблемы с «железом» (подключить, раскрутить, проверить сборку, заменить сетевые карты, поменять сетевой кабель и т.п.).
Пока ученических ПК было пять (5), проблем, в общем, не было, потому что большая часть занятий проходила в классе УКНЦ. Проблемы начались, когда в класс начали ставить в разное время разное количество компьютеров. На настоящий момент в классе есть шесть (6) разновидностей конфигураций системных блоков и семь (7) разновидностей мониторов, хаб 10-тимегабитный на 8 портов и 100-мегабитный свитч на 8 портов.
Проблема ещё состояла в том, что мы никак не могли настроить работу сетки под Win. Количество часов, которое мы на это угробили, не поддаётся никакому подсчёту. Кроме того, после УКНЦ очень раздражало то, что детей невозможно заставить заниматься делом. Отключать правую кнопку мыши, как это делают многие «озверевшие» учителя я считала нецелесообразным, так как не вырабатывается важный навык работы с контекстным меню. Самые бестолковые дети, которые не могли найти игрушки, но не желали работать по теме урока, рисовали в Paint всякую ерунду и делали её фоном рабочего стола. Некоторые переименовывали папки на рабочем столе, настраивали хранителя экрана -- бегущую строку со всяким непотребством.
С самого начала в качестве второй операционной системы был установлен Linux (на первых 6-ти компьютерах). Пробовались разные дистрибутивы: Alt Linux Junior, Mandrake. Последней каплей, вызвавшей срочный переход на Linux, стала установка трёх P2-266 с 5-тигиговыми дисками и проблемами с оборудованием (не могли найти драйверы к сетевой карте). Ударными темпами в сентябре перешли на Vector Linux и OO.org 1.5.
Евгений: Как это повлияло на проведение уроков? Стало ли легче?
Галина: Поскольку учебных часов на каждый класс мало (стандартно 1 час в неделю и только один класс 2 часа в неделю, но у них информатика началась в 10ом), у меня трудностей не было. Многие дети до сих пор не поняли, что они работают под другой операционной системой, некоторые дома перешли на Open Office (2 или 3 человека). Основная претензия к GNU/Linux у детей, их убеждение в том, что под Linux нет игрушек. Аргументы, что под 2000 и XP первоначально тоже не было игрушек, не воспринимаются.
Мне же стало работать на порядок легче, так как из настроек базового пользователя удалён даже растровый графический редактор, а в векторном дети, когда им нечего делать, почему-то не рисуют. Перестала дёргаться, не сделал ли кто-нибудь из детей за время урока какую-нибудь гадость. Отпала необходимость постоянно обновлять антивирус, а это на 13 компьютерах при неработающей сетке и разном железе целая проблема. Правда осталась проблема: «особо одарённые», когда не могут выполнить задание в электронных таблицах, пытаются, выделяя диапазоны ячеек, писать какой-то текст, как правило, не очень литературный.
Евгений: Как отнеслась к нововведению администрация? Другие учителя? Повлияло ли на Вас история с Поносовым?
Галина: Никак. Администрация считает, что проблемы кабинета её не касаются. Это я должна оказывать посильную помощь в освоении ПО, мои же проблемы никого не волнуют. Группа учителей в количестве 12 человек прошла 36-часовой курс начинающего пользователя. Один человек после этого перешел на Linux. История с Поносовым повлияла таким образом, что привела к обнулению виндовых разделов на всех жёстких дисках, т.к. доказать, что мы этим не пользуемся будет невозможно.
Евгений: Как относятся к текущей ситуации дети? Были ли сложности с переходом для них?
Галина: Им всё равно.
Евгений: Заинтересовался ли кто-нибудь из детей системой, которая стоит на компьютере в классе? Попробовал ли кто-то её дома?
Галина: Иногда задают вопросы: «Почему в классе всё получается, а дома -- нет?»
Евгений: Что бы Вы пожелали или посоветовали с высоты своего опыта?
Галина: Я советую всем перейти на открытое программное обеспечение, так как считаю неверным отдавать те крохи, которые выделяются на информатизацию в школе, за платное ПО. Кроме того ни Win2000, ни WinXP не позволяют спокойно жить учителю, так как периодически требуют переустановки, которая занимает до четырёх (4) часов личного времени на каждом компьютере. Ну и в довершение всего, эти операционные системы не позволяют проводить внятную сетевую политику.
В заключение хочу сказать, что я не работаю и не работала как системный администратор. Этим занимается сын. Мне как учителю стало работать проще.
This document was generated using the LaTeX2HTML translator Version 2002-2-1 (1.71)
Copyright © 1993, 1994, 1995, 1996,
Nikos Drakos,
Computer Based Learning Unit, University of Leeds.
Copyright © 1997, 1998, 1999,
Ross Moore,
Mathematics Department, Macquarie University, Sydney.
The command line arguments were:
latex2html -split=0 -nonavigation -local_icons Chemisov-html.tex
The translation was initiated by baldin on 2007-10-14