Как подготовить к защите кандидатскую диссертацию для
сотрудников ИЯФ
Введение
Данные заметки написаны по собственному опыту подготовки
кандидатской диссертации, в надежде, что помогут следующим соискателям
набить меньше шишек на этом почетном пути и упростят им жизнь.
Этот мемуар никоим образом не претендует на официальность, и может в
чем-то быть неполным. Он отражает состояние на конец 2006г.
1. Предварительные действия
Во-первых, работой с соискателями в ИЯФ занимается Людмила
Леонтьевна Константинова, комната 1П-346 (через дверь от
канцелярии), т. 47-98. Если вы учились в ияфовской аспирантуре,
то хорошо ее знаете.
Во-вторых, чтобы Константинова начала с вами работать, ваш научный
руководитель должен официально сказать ей ключевую фразу типа
«Вася Пупкин пишет диссертацию». В противном
случае Людмила Леонтьевна с вами даже разговаривать не
будет ибо она человек очень занятой.
2. Общая схема
Для защиты надо:
- Написать текст диссертации.
- Провести семинар апробации («предзащита»).
- Написать автореферат диссертации.
- Собрать/сделать некоторое количество официальных бумаг (протокол
семинара, характеристика, копия диплома, ...).
- Получить одобрение Ученого совета.
- Собрать отзывы двух официальных оппонентов и ведущей организации.
Порядок выполнения первых трех пунктов может варьироваться.
3. Действия по шагам
После того, как текст диссертации написан, семинар проведен,
автореферат также готов, требуется сделать следующее:
- Сделать/добыть следующие документы:
- Протокол семинара апробации диссертации (включая список
присутствующих, речь соискателя и все вопросы аудитории с ответами).
Посему проводя семинар, позаботьтесь о записи этих
данных, либо воспользуйтесь видеозаписью.
На протоколе надо поставить автографы председателя и секретаря
семинара.
- Т.н. «Выписка из протокола семинара»
этот документ имеет более строгую форму.
На выписке надо поставить автограф председателя семинара (автограф
ученого секретаря, по неведомой мне причине, ставить НЕ надо).
- ДВЕ нотариально заверенные копии диплома о высшем образовании с
приложением (на момент написания этих строк стоимость заверения одного
листа 100р, итого 400р).
- Характеристика, с подписью профорга лаборатории.
- «Личный листок по учету кадров» ДВА экземпляра
(бланки берутся у Константиновой):
- данные на первой странице (ФИО, место рождения, гражданство,
об образовании (пп. 6, 7) иностранных языках (п.8) заполняете
сами;
- (номер пенсионного страхового свидетельства можно спросить в
отделе кадров);
- в п.9 «Ученая степень, ученое
звание» не пишете ничего;
- в п.10 «Какие имеете научные труды и
изобретения» пишете ключевую фразу «Имею NN
опубликованных научных работ в области <НАЗВАНИЕ ОБЛАСТИ>»;
- вторую страницу п.11, где, когда и кем
работали заполняете в отделе кадров, глядя в трудовую
книжку; затем получаете на этом всем подпись Чуприной;
- п.12 пребывание за границей
заполняете сами (те, кто загодя делал сканы или ксерокопии всех
загранпаспортов, очень упростили себе жизнь);
- последнюю страницу награды, военнообязанность,
семейное положение, паспортные данные, адрес также
заполняете самостоятельно.
- ДВЕ фотографии размером примерно 45*65мм для
личного листка.
- ???Что еще???
- Заявление от соискателя пишется прямо у
Константиновой.
- Изготовить ШЕСТЬ экземпляров диссертации: один
«оригинал» и пять «копий». Замечания:
- Отпечатать оригинал диссертации можно в ОВС, для этого
потребуется официальный бланк заказа (берется прямо там) за подписями
завлаба и начальника ОВС Шувалова. Там имеются как черно-белый, так и
цветной принтеры.
- Если копии делаются на институтском ксероксе на 1 этаже, то
Константинова дает официальную бумажку, санкционирующую это.
Процесс занимает полдня-день. Будьте готовы, что ксерокс не
разложит диссертацию по страницам, а сделает так: пять копий первой
страницы, пять второй, и т.д. Раскладывать по экземплярам будете сами
(процесс изрядно утомительный).
- Если в диссертации есть цветные страницы, то надо учитывать,
что ксерокс НЕ цветной, и следует самостоятельно изготовить эти
страницы в нужном количестве.
- Счастливые владельцы мощных (а наиболее счастливые
и цветных) лазерных принтеров могут все экземпляры изготовить
самостоятельно.
(Кажется, одну из копий самую лучшую
надлежит где-то припрятать; видимо, для микрофильмирования?)
- Отдать эти экземпляры в переплет: переплетная мастерская
находится в 4 здании на 1 этаже (последняя дверь перед левой лестницей;
номер комнаты не помню...).
Там оригинал переплетается в жесткую (дермантиновую?) обложку,
остальные в прозрачные. Переплетенный экземпляр сохнет
около суток.
- Готовые материалы вручить Л.Л.Константиновой для представления
диссертации на Ученом совете института.
Внимание! НЕ СЛЕДУЕТ до официального утверждения диссертации
передавать ее экземпляры оппонентам и в ведущую организацию.
- После утверждения на Ученом совете можно «распространять
информацию»:
- Один экземпляр диссертации плюс два автореферата идут в
библиотеку ИЯФ.
- По экземпляру диссертации плюс по автореферату официальным
оппонентам. Это их экземпляры, они с ними могут делать что
захотят делать пометки, хоть на стену повесить, хоть на
бумагу пустить.
- Один экземпляр плюс автореферат в ведущую
организацию. При этом делается официальное письмо от ИЯФ директору
ведущей организации (делает Константинова). Эти три документа
передаются либо лично, либо по почте. (Но обычно просят заранее
прислать диссертацию и автореферат в электронном виде.)
- Возможно, потребуется провести семинар в ведущей организации.
В этом случае сами вышеупомянутые документы и отвезете.
- Отдать автореферат в размножение это делает
Л.Б.Куртова с санкции Константиновой.
Внимание! Автореферат должен быть разослан по положенным
адресам не позднее, чем за месяц до защиты. Поэтому затягивать с
авторефератом не следует.
- Получить собственно отзывы официальных оппонентов и ведущей
организации. Эти отзывы должны быть в диссертационном совете не
позднее, чем за 14 дней до защиты.
-
4. Информация оформление и т.п.
К сожалению, официальный сайт
ВАК не очень балует нас полезной информацией, предлагая по большей
части официальные документы общего характера, написанные сухим
чиновно-канцелярским языком и не особо понятные простому смертному без
специальных комментариев. Такой же простой и жизненно необходимой
информации как, к примеру, правила оформления диссертации (поля, шрифт,
интервалы, ...) там нет, и ее надо искать в других источниках.
Ниже приведена наиболее важная информация, а также ссылки на
разнообразные полезные для соискателя материалы.
Удачи!
Дмитрий Болховитянов, 2006г.