Балдин Е.М.
февраль 2008
Евгений М. Балдин LXF: Представьтесь пожалуйста Павел Владимирович.
Скребнев Павел Владимирович Павел: Я закончил Рыльскийавиаколледж (http://www.ratkga.ru) в 1997 году, и остался в нём работать на должности сначала лаборанта, потом техника и в конечном итоге заведующего лабораторией ЭВМ. Ещё будучи лаборантом мне приходилось обеспечивать проведение практических и лабораторных работ вместе с преподавателями предметниками. После окончания Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) в 2003 году перешёл на ставку преподавателя на отделении ЭВМ.
Сейчас являюсь председателем цикловой комиссии ВТ (вычислительной техники) на отделении ЭВМ.
Наш колледж готовит авиационных специалистов по эксплуатации и обслуживанию светотехнического оборудования аэропортов, навигационных систем, систем авиационной связи, радиоэлектронного оборудования самолётов, информационных систем управления воздушным движением, вычислительных комплексов и систем. По ряду специальностей наше учебное заведение является единственным в России.
LXF: Зачем авиатехникам может пригодиться Linux?
Павел: Современное оборудование — это сложный программно"=аппаратный комплекс, функционирующий под управлением промышленных компьютеров. В качестве операционной системы всё чаще стали применять Linux и QNX. Любое аппаратное и программное обеспечение, используемое для управления воздушным движением обязательно проходит сертификацию. Благодаря открытости Linux и QNX, проблем с сертификацией не возникает.
LXF: Когда Вы впервые узнали про GNU/Linux?
Павел: Сложно уже называть точные даты. Почётное место «старейшины» у нас по праву занимает Жуковский Александр Сергеевич возглавлявшего отделение ЭВМ в момент его образования.
Жуковский Александр Сергеевич Александр: Есть такая аппаратура обработки радиолокационной информации (АПОИ) «Приор». Он сертифицирован для применения в гражданской авиации. Это такой монстр из 7 компьютеров промышленного класса плюс «аппаратка» на ПЛИС, причём, 4 из них работают под управлением MS DOS, а 3 под UNIX. Видимо, у разработчиков возникли проблемы с лицензированием, поэтому вместо коммерческих UNIX они стали использовать Linux.
В 1999 г. я с коллегами был на курсах повышения квалификации в славном Санкт"=Петербурге. Изучали как раз АПОИ. Встретил там своего выпускника Валеру Юркунса, который оказался адептом, фанатом и т.д. Linux. Он то и подарил мне Red Hat (6.2?). Дня три (естественно, с перерывом на работу) я его устанавливал, потому как он хотел знать о компьютере всё, включая и то, что не знал я. В результате X-Window так и не удалось установить. В общем, купив пару книг, и, поработав с командной строкой, вернулся я к знакомому Windows. Тем более, что под Linux почти не было нужных мне приложений. Так что первое «хождение» в Linux кончилось почти без результатов (как для пользователя), оставив адреналин от преодоления трудностей.
Возвращение через 8 лет было кошмаром и ничего хорошего по началу не сулило. Спустя год можно оценить итоги. В минусе: пришлось переделать всё методическое обеспечение, а это очень много рутинной работы, которую можно было бы в противном случае не делать. Всё же в OpenOffice много проблем. В плюсе: познакомился с GIMP, Blender, Quanta — вполне приемлемые продукты. Blender по моему мнению даже лучше чем 3Dmax. Получаю доступ к портам прямо из C без всяких API-функций. Нет вирусов. Кажется, стал более глубоко понимать программно"=аппаратное взаимодействие.
Павел: Александр Сергеевич сделал самое главное — он показал, что мир значительно шире, чем нас пытался убедить Microsoft. Воспитанные на ZX-Spectrum и ассемблере я и мой друг Губанов Сергей с энтузиазмом начали «ковырять» новую ОС. Это было потрясающе! У нас заработала сеть и звук, мы «поставили иксы»!
Первым «настольным» дистрибутивом был украинский дистрибутив Black Cat. Огромное спасибо разработчикам за то, что они показали, что GNU/Linux может быть и «дружественным».
LXF: По какой причине Вы решили начать преподавать информатику в колледже?
Павел: Не совсем информатику. Наш колледж отраслевой и выпускает авиационных специалистов. С вычислительной техникой, особенно на старших курсах, связано множество предметов. Лично я преподаю следующие дисциплины: «Операционные системы и среды», «периферийные устройства», «управляющие системы», «системы управления объектами УВД», «прикладное программное обеспечение», веду практические работы по предметам «сети», «программирование» и веду практику по специальности.
LXF: Какой дистрибутив сейчас используется в колледже в качестве базового?
Павел: Так сложилось, что используется 3 дистрибутива: ASPLinux, Mandriva, Ubuntu. Почему именно эти? Выбор базового дистрибутива для учебного заведения — это очень серьёзный и ответственный шаг. Это дома можно ставить эксперименты. Методический материал в учебном процессе строится на конкретном списке программ. Кроме того, нужно показать курсантам и преподавателям, так сказать, товар лицом. Честно скажу, перед принятием решения неделю ходил маялся, взвешивал все «за» и «против». Ведь от того, как преподнести GNU/Linux, фактически зависит дальнейшее его продвижение. А выбирать, согласитесь, было из чего. Простота установки, настройки — Mandriva, передовые технологии — Fedora, стабильность — Debian, качество — SuSE, «дружелюбность» — Ubuntu, поддержка русского языка — ASPLinux, просто поддержка — ALTLinux. Gentoo, по понятной причине не рассматривался, хотя я всегда его рекомендую тем, кто хочет полностью разобраться с Linux.
В качестве 1-го базового выбор был в пользу ASPLinux. Плюсы: у нас уже была коробочная версия ASPLinux 11, отечественный производитель, хорошо собираются программы из исходников (спасибо Fedora), нормальная подборка программ (в версии 11.2 хуже), кодеки в комплекте и самое главное — он стоял у меня дома. Минус — после установки нужно «тщательно обработать напильником».
Второй базовый — Mandriva free. Плюсы: простая установка и настройка, вполне современна, дружелюбна. Минусы: очень трудно установить программу не из комплекта и трудно настроить что"=либо на «низком» уровне.
Третий базовый — Ubuntu. Плюс: очень дружественна к пользователю. Минусы: пригодна только для мультимедиа и офиса.
К сожалению, несколько раз пробовал, но сам себя не переубедил в пользу использования ALT Linux. Очень хороший дистрибутив, отечественный, замечательная поддержка, но — репозиторий никуда не годится. Дело не в том, что он плохой, маленький и т.д. Недостатком являются его достоинства: он постоянно обновляется, причём бинарные сборки требуют по зависимостям только последние версии пакетов. Как результат если надо обновить один пакет, то обновляется вся система, и, часто, неудачно.
LXF: Каков сейчас состав компьютерного парка колледжа?
Павел: Всего в колледже около 250 компьютеров: это 8 лабораторий + компьютеры на цикловых комиссиях + АРМ преподавателей + электронная библиотека + административные службы + общежития курсантов. Почти все компьютеры связаны в вычислительную сеть. «География» дистрибутивов зависит от того, кто устанавливал и где. Сами понимаете, что я лично не в состоянии полностью проделать такую работу. Поэтому, по учебному отделу установлен ASPLinux под моим руководством (наибольшая функциональность), в электронной библиотеке и 2-м уч. корпусе, а также в учебных мастерских Mandriva (просто и со вкусом) под руководством инженера Халявина Игоря Николаевича, в администрации Ubuntu (установил — и работай) устанавливал программист Бессонов Евгений Владимирович.
MS Windows осталась в бухгалтерии по известным причинам, на радиополигоне, так как там спец программы, а так же в одной аудитории была сделана двойная загрузка — изучают 1С бухгалтерию и Консультант+. Кроме того, ведь Windows тоже надо показать, и привить базовые навыки по работе с ней (улыбается).
LXF: Как производился переход?
Павел: Прежде всего, это был именно переход, а не паническое бегство. Переход был обдуманным, и проходил в несколько этапов. Использовать GNU/Linux в учебном процессе я начал ещё в 2004 году, когда по новому образовательному стандарту был введён предмет «операционные системы и среды». На практических работах мы изучали процесс установки, набор приложений, работу с графическими интерфейсами, пользовательские настройки. На практике по специальности более углублено изучали строение системы, сетевые возможности, работу с командной строкой, администрирование.
Естественно, после практических работ Linux с компьютеров никто не удалял (работали с двойной загрузкой), и каждый желающий из любопытства, или целенаправленно мог попробовать себя в GNU/Linux. Кроме того опыт использования свободных программ имелся и в среде Windows, в частности на компьютерах был установлен OpenOffice. К весне 2006 г. достаточно многие уже свыклись с мыслью, что GNU/Linux может полностью заменить Windows, и я сам был живым тому примером. Я нашёл в сети списки аналогов программ Linux-Windows и продемонстрировал их. В результате созрело решение запустить осенью одну аудиторию полностью под GNU/Linux, и посмотреть, что из этого выйдет.
Как говорится, инициатива наказуема, поэтому мне первому и пришлось протаптывать дорожку. Решено было начать с самого лёгкого — информатики. Попутно составлялся методический материал, отмечались наиболее частые ошибки и затруднения. По окончании семестра был подведён итог: GNU/Linux полностью удовлетворяет нужды образовательного процесса. Решено было в период зимних каникул перевести остальные классы так же на Linux. Попутно было проведено несколько занятий с преподавателями, где продемонстрировались возможности новой ОС, аналоги программ, разъяснены причины смены ОС. Конечно, реакция была не однозначна. Естественно, каждый представил тот объём методической работы, что нужно будет переделать. Но! Часть работы была уже проведена, наработки уже были. Были намечены пути.
Когда курсанты пришли с каникул в начале 2007 года, то они обнаружили на компьютерах новое ПО. Никаких с этим проблем не возникло. Некоторые даже не заметили, что сменилась ОС. На самом деле, ребята довольно быстро адаптировались, и нам даже пришлось повысить меры по защите сети!
Когда по нашему городу прошла волна проверок лицензионности ПО, то она нас тоже стороной не обошла. И вот тут окончательно стало ясно, что курс нами был взят правильный, а средства верны. Даже выбор первого основного дистрибутива был сделан верно! А дело вот в чём. При проверке ПО, нам пришлось доказывать, что оно не контрафактное. Можно ли это доказать, показывая диски подписанные маркером? Мы установили ASPLinux deluxe, у нас была коробочная версия, покупка которой оформлена через бухгалтерию и в комплекте имелось уведомление о наших правах. Кроме того, сама демонстрация коробки оказалась весьма эффективной. В общем был составлен акт, что контрафактного ПО не обнаружено! Была и ещё более глубокая проверка, которая лишь подтвердила заключение предыдущей. Я думаю, что это было серьёзное испытание не только для нашего колледжа, но и для GNU/Linux в учреждениях вообще.
LXF: Какие используются программные продукты для обучения?
Павел: Кроме стандартного набора, обеспечиваемого практически любым дистрибутивом, пришлось разыскивать и самостоятельно устанавливать KiCAD — САПР разработки печатных плат, Qucs — моделирование электронных схем, Lazarus — IDE для freepascal, QCAD — САПР для чертёжников, Maxima — математические расчёты, iTest — тестирование знаний. Единственное, чего нам очень не хватает, так это программы распознавания текста, хотя есть FineReader 8 под Linux, но он платный и закрытый. Надеемся, что CuneiForm всё же портируют в Linux. Также пока не нашли достойного редактора Flash анимации.
LXF: По каким программам и учебникам обучаете?
Павел: В основном вся учебная литература собственного производства. Дело в том, что за многие годы преподавания дисциплин было изучено большое количество самой разной литературы, и выбрано самое лучшее, из того, что нам подходит.
Конечно, в internet множество информационных порталов, но использовать их на прямую нельзя. Необходима методическая обработка, адаптация под программу обучения. Сейчас основная работа направлена на переработку имеющегося материала, обновление, дополнение.
LXF: Есть ли какие-либо проблемы c использованием GNU/Linux?
Павел: Я не вижу каких-то больших проблем. Информатика — это наука о обработке и преобразовании информации. И предмет «информатика» был введён в школьную программу ещё до появления там компьютеров. GNU/Linux — это не просто инструмент для «запуска игр» и «набора текста». На базе этой ОС, можно решить практически любую задачу. Необходимо только просвещение.
LXF: В первом нашем контакте Вы упомянули олимпиады (гуманитарно"=технические). Что имелось под этим в виду?
Павел: Уже несколько лет среди учебных заведений гражданской авиации России, Украины и Беларуси проводятся отраслевые гуманитарно-технические олимпиады. Участники соревнуются по истории авиации, по спорту, по работе на авиационных тренажёрах, в использовании ПК. Так же та ПК проводится тестирование знаний по основным спец. дисциплинам. В прошлом году олимпиада проводилась с использованием только открытого ПО. Участникам давали 2 тренировочных дня, в течение которых они привыкали к работе с новым ПО, затем, собственно, соревнования. Результаты олимпиады показали, что:
LXF: Как реагируют на GNU/Linux курсанты?
Павел: Давайте спросим у них самих.
Ефимов Максим, 252 гр. Максим: Операционная система Linux, установленная на большинстве компьютеров РАТКГА, имеет ряд отличий от Windows, из-за которых у пользователя, работающего долгое время под Windows, могут возникнуть сложности. В остальном — это прекрасная операционная система!
Долженко Никита, 252 гр. Никита: Моё отношение к операционным системам сугубо личное. Операционная система Linux, представленная в большом ассортименте, является одной из самых лучших операционных систем современного поколения, имеющая в наличие огромное количество разнообразного и разнопланового софта, который обновляется и совершенствуется чуть ли не каждый день по принципу «одна голова хорошо, а две лучше». Является одной из наилучших ОС подходящих для средне"=специальных и высших учебных заведений занимающихся образованием молодёжи, так как на ОС Linux можно выполнить почти любую поставленную задачу в плане учёбы и человеческих потребностей. А если сказать просто: ОС Linux мне нравится своим графическим интерфейсом и простотой использования.
LXF: Кто-нибудь из курсантов использует GNU/Linux дома или в общежитии?
Евмененко Пётр, 351 уч. гр. Пётр: О Linux я узнал от своего друга, которому теперь очень благодарен. Работа с компьютером для меня является обязательным занятием в жизни, и теперь без Linux достичь такого же её уровня уже не получится. Я благополучно мигрировал на новую ОС ещё до того как осознал, что получу. И теперь возвращаться к старым стандартам работы с компьютером я не могу. В Linux я выполняю как учебные, так и любые другие задачи. В общем, он полностью выполняет роль домашней операционной системы во всём многообразии задач возникающих дома у студента. Это и написание рефератов, и выполнение практических работ, программирование, и конечно, так как это домашний компьютер, он используется и для развлечения (фильмы, музыка, игры), общения, да всего и не перечислишь. Можно сказать, что без «Линукса» я буду как без компьютера вообще.
Новиков Константин, 351 уч. гр. Константин: Почему я использую Linux? Во первых, это большое количество программ для разных нужд, причём не требующих регистрации, следовательно отпадает необходимость искать в Интернете ключи и патчи), причём все эти программы находятся на диске с дистрибутивом, то есть их не нужно где-то искать. Во вторых, следует отметить высокую стабильность системы в отличии от печально известного своими глюками Windows'a. Даже если произойдёт сбой в приложении, то оно аварийно завершится, никак не повлияв на стабильность системы. В третьих следует отметить простоту настройки Linux'a, так как файлы конфигурации хранятся в одном месте. В четвёртых — это большое количество документации, так же поставляющейся вместе с дистрибутивом, в которой имеется подробное описание всех команд и возможностей данной ОС. Причём многие жалуются на то, что данное описание на английском языке, что абсолютно мне не понятно, так как английский язык сейчас преподают во всех учебных заведениях, да и в Интернете этой документации «пруд пруди». Малая распространённость Linux'ов на домашних компьютерах связана прежде всего с их принципиальным отличием от Windows'a в плане графического интерфейса, устройств, необходимостью иметь как минимум две учётные записи и т.д. Многие дистрибутивы (Ubuntu, Mandriva, OpenSUSE) ориентированы на пользователей начинающих и предоставляют доступ практически ко всем настройкам из графического интерфейса, что также следует отметить как их достоинство.
LXF: Как реагируют на эти нововведения родители?
Константин: Они не знают что такое операционная система (улыбается).
Пётр: Мои родственники тоже пользуются благами Linux. Хотя наверно это потому, что их требования сводятся к насущному (разложить пасьянс, набрать текст, посмотреть видео) и никакой разницы какую ОС использовать нет. Каждый найдёт здесь то, что он искал.
LXF: Как относятся к вашей деятельности другие преподаватели? Ведь не все имеют отношение к информационным технологиям, да и с возрастом сложнее переучиваться.
Павел: Да, действительно возрастной состав наших преподавателей внушает уважение и почтение. По большей части — это наши ветераны. Я не ошибусь, если скажу, что все преподаватели волей"=неволей вынуждены использовать вычислительную технику в своей преподавательской деятельности. Прежде всего — это подготовка учебных материалов и документации. С этим особых трудностей не возникает. Конечно, приходится оказывать некоторую помощь, но не больше, чем в случае Windows!
Показательный пример: заведующий отделением «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования» Артёмов Владимир Валентинович, не имея никаких навыков по установке операционных систем, самостоятельно без посторонней помощи установил на 2-х компьютерах у себя на цикловой комиссии ASPLinux 11.2 и настроил печать на принтере. После всех этих упражнений Владимир Валентинович утверждает, что GNU/Linux его полностью устраивает. Единственно, в чём была моя помощь — это настройка сети. Может не так страшен GNU/Linux в настройке: как о нём думают?
LXF: Было упомянуто, что есть значительное количество учебного материала. К нему можно получить доступ со стороны?
Павел: Весь наработанный материал является собственностью колледжа, поэтому взять и просто выложить не получится. Необходимо такие вопросы решать цивилизованно. Во-первых получить разрешение руководства и согласие преподавателей. Во-вторых, сейчас мы наблюдаем большое количество «учебников», авторы которых весьма посредственно имеют представление о предмете. Написать такой учебник очень просто — идём в интернет, скачиваем всё по теме, фильтруем, продаём. Речь идёт об авторском праве. Необходимо материал защитить законом, т.е. применить одну из открытых лицензий. Вопрос юридически тонкий, ведь в России ещё нет достаточной правовой базы. Ваш журнал мог бы оказать неоценимую помощь в разъяснении как правильно поступать в этом случае.
Что касается состава материала — это слайд-лекции, практические и лабораторные работы по предметам, методические пособия, конспекты лекций, программы обучения, тематические планы, программы практик, тесты, карточки индивидуальных опросов, экзаменационные материалы, наглядные пособия, методический материал для заочного отделения.
Вторая проблема — материал хоть и отработан, но ещё не оформлен подобающим образом. Сами понимаете, что время — наш самый главный враг (улыбается).
LXF: Помогает ли Вам, сетевое сообщество?
Павел: Сетевого сообщества учителей и преподавателей ещё не сформировалось. Помощь же сообщества пользователей GNU/Linux опосредованная. С другой стороны за само существование GNU/Linux мы обязаны именно сообществу!
На мой взгляд, большую помощь сообщество оказывает в составлении документации и переводе. Так же одна из самых важных заслуг сообщества заключается в просвещении.
LXF: Что Вы планируете делать дальше?
Павел: Наш колледж сейчас переживает очередную информационную структурную реорганизацию. Прокладываются оптические линии, устраивается нормальная серверная. Предстоит большая работа по вводу сервера на основе Novell OES 2.
Мне лично хочется запустить вычислительный кластер и оценить его производительность с помощью LinPack. Есть мысли о подключении к городской сети, о создании единой информационной системы. Было бы время...
LXF: Чего Вам на Вашем пути не хватает?
Павел: К сожалению, активность сообщества в нашем регионе очень мала. Мало литературы не о GNU/Linux вообще, а о конкретных сферах применения, а та, что есть, стоит очень дорого.
LXF: Чего бы Вы всем пожелали, чтобы продвинуть GNU/Linux в образование?
Павел: Не бояться начинать. Оно этого стоит. Консерватизм в обучении не должен занимать основные позиции. Не надо ждать, пока сверху спустят бумажку (а спустят обязательно). Нужно быть уже готовым.
This document was generated using the LaTeX2HTML translator Version 2002-2-1 (1.71)
Copyright © 1993, 1994, 1995, 1996,
Nikos Drakos,
Computer Based Learning Unit, University of Leeds.
Copyright © 1997, 1998, 1999,
Ross Moore,
Mathematics Department, Macquarie University, Sydney.
The command line arguments were:
latex2html -split 0 -local_icons -html_version 4.0,unicode PavelSkrebnev.tex
The translation was initiated by Evgueni on 2008-08-17