Балдин Е.М.
июнь 2007
Александр Сергеевич Казанцев (он же *akdengi* на ЛинуксФоруме и в Русском сообществе OpenOffice.org, доступен по e-mail: kazancas (алеф) mail (точка) ru), молодой кандидат технических наук и доцент (на момент написания интервью без диплома) кафедры Автоматизированные системы управления Глазовского инженерно-экономического института (филиала) ГОУ ВПО Ижевский государственный технический университет, выбирает GNU/Linux.
Евгений М. Балдин Евгений: Кого готовит Ваша кафедра?
Александр С. Казанцев Александр: Готовим мы на кафедре специалистов-компьютерщиков широкого профиля. То есть студенты заканчивают специальность 230102 Автоматизированные системы обработки информации и управления, а вот кто из них в результате получается — это вопрос.
Часть работает в направлении САПР и АСУТП, часть в области бухгалтерских программ. Есть выпускники, работающие компьютерщиками в банках и в пенсионном фонде. То есть ВУЗ поставляет специалистов для разных областей. А раз работодатели сами идут к нам просить студентов, то значит выпускаем тех, кого надо, благо программа содержит понемногу и программирование, и САПР, и проектирование систем, а также математические дисциплины, дающие для этого базу.
Евгений: Что в используется в процессе обучения?
Александр: Компьютеры, компьютеры и ещё раз компьютеры. Ну ещё проектор для показа. Плюс применяем сеть 1-Wire для подключения внешних управляемых систем. Две лаборатории моя гордость, одна с железом, где можно пощупать различные части ЭВМ. Вторая с пятью компьютерами (пока) и проводной + беспроводной сетью, опять же для лучшего изучения. Плюс общие компьютерные классы института (три класса по 15 машин на GNU/Linux).
Программное обеспечение необходимо разное, так как для каждой дисциплины нужен свой программный пакет. Одних ОС в процессе обучения я рассматриваю две-три штуки.
Евгений: По какой причине возник вопрос перехода на GNU/Linux?
Александр: Первичной причиной была задача сделать быстро восстанавливаемый компьютерный класс для изучения операционных систем, позволяющий безболезненно программировать и изменять их настройки, вплоть до погружения системы в нокаут. Тогда то (два года назад) у меня в лаборатории впервые появился мой первый GNU/Linux и виртуальные машины. Затем известное дело Поносова заставило руководство ВУЗа поднять вопрос о лицензионной чистоте программного обеспечения. Тут то и пригодились мои наработки. Результат GNU/Linux почти во всем ВУЗе.
Евгений: Был ли план миграции? Как производился переход?
Александр: План заключался в постепенном переходе по максимуму на открытое ПО, с закупкой лицензионных закрытых продуктов только при крайней необходимости. Я сделал выбор дистрибутива, совместно с коллегами (за закупки и обслуживание всей техники в институте отвечают другие люди), посмотрели список используемых в учебном процессе программ, нашли им аналоги из мира OpenSource, работающие под GNU/Linux и приказом директора была запущена машина перехода. Первые дистрибутивы мы получили в феврале, а к маю месяцу переход был закончен. На кафедре я это сделал за одну неделю.
Переход выполняли своими силами точнее моими и двух лаборантов, один из которых любитель FreeBSD (ничего кроме неё не признает), а второй заядлый «линуксоид». В процессе работы обучили ещё несколько человек, так что теперь все лаборанты могут нормально развернуть систему.
Евгений: Что осталось доделать и почему?
Александр: Доделывать осталось ещё много (по институту в целом). Связано это со сменой операционных систем на серверах (трогать их во время учебного процесса было нельзя) и полном развёртывании того программного обеспечения, которое было не нужно во втором полугодии. В мою компетенцию входит перевод типографии института на GNU/Linux и развёртывание нового дистрибутива в лаборатории и классах.
Евгений: Какой был выбран дистрибутив GNU/Linux?
Александр: Решили остановиться на Mandriva Linux, и я не жалею об этом. Выбор шёл среди «user frendly» дистрибутивов, которые облегчили бы переход студентов и преподавателей с Windows.
Евгений: Как на переход отреагировали пользователи?
Александр: Как и следовало ожидать, пользователи отреагировали бурно отрицательно. Но мысль, внушённая им, о самостоятельной покупке лицензионного ПО сразу остудила обстановку. Так как большинству был необходим только «Офис», то переход прошёл почти безболезненно. Кроме деканатов, из-за не обученности государственных структур, любящих присылать различные формуляры на заполнение в виде excel-файлов с макросами и бухгалтерии.
Возникающий шум решался отсутствием Windows и поднятием вопроса о занимаемой должности. Жёстко, но по другому в сжатые сроки было не перейти. Так же я поступил у себя на кафедре, полностью удалив Windows с кафедральных машин. Благо таких эксцессов было немного, а похожесть Mandriva Linux и OpenOffice на их «не свободных коллег» сделала своё положительное дело.
Переучивание же студентов происходило на парах походу занятий, а преподаватели перестраивались сами (мы, преподаватели, должны заниматься самообразованием). В результате перехода студенты разделились на два лагеря: одни меня про себя ненавидят, а другие поддерживают. Жалко, что первых пока больше. Надеюсь что в следующем году первых уже не останется.
Евгений: Как из-за перехода на свободное программное обеспечение изменился образовательный процесс?
Александр: Образовательный процесс ожил. По своей кафедре могу сказать, что исчезла проблема с темами курсовых и дипломных работ. Если под Windows в основном все уже написано, а некоторые темы (например, бухгалтерский учёт) вообще считаются «оффтопом», то в мире свободного ПО работы хоть отбавляй. Не стало проблем с выбором языков программирования (в настоящее время используем Free Pascal и C# (Mono). Пишут также на Java, C++, Ruby, Python. Появилась возможность рассматривать CRM/ERP системы и организовывать дистанционное обучение. Без перехода я (да и остальные) просто не задумывались об OpenSource. Обеспечена лицензионная чистота по многим дисциплинам, например по электротехнике и микропроцессорной технике используем Ktechlab; компьютерной графике Blender и InkScape. Проще стало изучать Операционные системы, Сети ЭВМ, Моделирование систем и тому подобное.
Евгений: Какие методические материалы сейчас используются при обучении?
Александр: Пока идёт наработка материала. Используем «нарытое» в сети и из журнала ЛинуксФормат. Перерабатываем старые методические указания (с Microsoft Office на OpenOffice, с MathCad на MAXIMA и т.п.) и пишем новые. Я уже в этом году давал программирование сетевых приложений на C# в MONO. На следующий учебный год (2007-2008) готовлю новые методические материалы по Операционным системам, Проектированию АСОИУ с учётом OpenSource. Также буду вести новый предмет кросс-платформенное программирование, поэтому готовлю полный методический комплект для этого предмета лекции, практические и лабораторные.
Параллельно готовлю цикл статей по использованию Mandriva Linux в образовании. Всё, что напишу я сам и мои коллеги обязательно сделаем общим достоянием на одном из GNU/Linux ресурсов.
Евгений: Если уж упомянули Linux Format, то не могли бы Вы перечислить наиболее полезные/интересные с вашей точки зрения статьи?
Александр: Особенно понравились циклы по программированию на разных языках — много полезного почерпнул (и продолжаю) из статей о Mono, Ruby и Java. Другие преподаватели (я им даю почитать свою копию журнала, который пока выписываю только я) тоже нашли массу полезного в статьях о InkScape, Blender и OpenOffice. Для новичков оказались полезными статьи, показывающие работу с пакетами на разных дистрибутивах.
Евгений: Какие новые материалы в Linux Format вам хотелось бы увидеть?
Александр: Интересно бы было прочитать о связи приложений в Linux с OpenOffice на разных языках — я считаю тему актуальной, особенно в свете отказа от не свободных офисных пакетов. Также с удовольствием бы ознакомился с программированием с помощью библиотек SDL и OpenAL, как замены DirectX в проектах. Не помешали бы обзорные статьи о математических программах (был только цикл по Maxima), программах для бухгалтерского учёта, существующих CAD/CAM системах. Люди просто не знают, какие программные продукты существуют, а использование выдержек из данных материалов в дипломных и курсовых проектах позволило бы донести идеи OpenSource до более широких масс.
Евгений: Чего Вам сейчас не хватает для полного счастья? В смысле использования GNU/Linux в образовательных целях.
Александр: По порядку:
Евгений: Что бы Вы пожелали сообществу для того чтобы процесс внедрения GNU/Linux в образование пошёл активнее?
Александр: Нужно выходить на государственный уровень УМО, федерального агентства по образованию. Лицензировать специальности по рабочим программам с использованием GNU/Linux. Создавать образовательные ресурсы, для поддержки начинания, издавать книги и делиться опытом. А преподавателям следует заниматься положенной нам, преподавателям, работой, а не сидеть сложа руки.
This document was generated using the LaTeX2HTML translator Version 2002-2-1 (1.71)
Copyright © 1993, 1994, 1995, 1996,
Nikos Drakos,
Computer Based Learning Unit, University of Leeds.
Copyright © 1997, 1998, 1999,
Ross Moore,
Mathematics Department, Macquarie University, Sydney.
The command line arguments were:
latex2html -split 0 -local_icons -no_navigation Kasancas.tex
The translation was initiated by baldin on 2008-01-17