Балдин Е.М.
ноябрь 2007
Евгений М. Балдин LXF: Представьтесь, пожалуйста, Дмитрий Владимирович.
Моденов Дмитрий Владимирович Дмитрий: Я являюсь заместителем директора Котласского речного училища по инновационным технологиям обучения, которое, кстати, и закончил в 1992 г. (тогда училище называлось Лимендским).
Высшее образование получил в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций по специальности "Морское судовождение". Наше училище является филиалом этого университета. Территориально мы расположены в городе Котлас, который является административным центром Котласского района Архангельской области.
Ещё в студенчестве у меня появилась тяга к освоению компьютерной техники, которая со временем переросла из увлечения в работу. C апреля 2007 полностью работаю в Linux. На домашнем компьютере использую дистрибутив AltLinux 4.0 Desktop, а на ноутбуке установлен дистрибутив Fedora 7.
LXF: Кого готовит Ваше училище?
Дмитрий: Котласское речное училище, филиал ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций» (http://kotlasskoe.ru), ведёт подготовку по восьми специальностям, пять из которых технические. Остановлюсь поподробней именно на них, поскольку на сегодняшний день около 80% контингента учащихся обучаются на технических специальностях. Освоение технической специальности, на мой взгляд, сложнее, и связано это не только с возрастающими требованиями государственного образовательного стандарта к выпускнику и его конкурентоспособности на рынке труда, но и со стремительной сменой технологических процессов. Так, например, при подготовке специалистов плавсостава приходится реализовывать не только национальные требования, но также и требования международной морской организации (IMO) в части обязательной подготовки на современных тренажёрных комплексах. Это — электронная картография, связь, средства автоматической радиолокационной прокладки и ряд другой специализированной подготовки. Всё это подразумевает высокий уровень знаний, умений и навыков в области компьютерной техники и информационных технологий, достичь который трудно без освоения таких дисциплин, как информатика и информационные технологии профессиональной деятельности.
LXF: Какие программные пакеты используется в процессе обучения?
Дмитрий: Перечислять полностью, наверное, нет большого смысла, так получится целый обзор, да и Linux Format неоднократно уделял значительное внимание этой теме. В конечном итоге сам преподаватель вправе решить, какие программные пакеты использовать, условие одно — выполнение требований образовательного стандарта и рабочей программы.
Лично я строю образовательный процесс по дисциплинам "компьютерная графика" и "интернет-технологии" с использованием программ: растровый редактор — Gimp; векторный редактор — Inkscape; программа по работе с фотографиями — Picasa; HTML редакторы — Kompozer (бывший Nvu), Amaya, Quanta Plus; браузеры — Mozila Firefox, Konqueror, Opera, а также ряд других. Как видите, большинство используемых программ кроссплатформенные и могут с успехом применяться не только в Linux.
Сейчас портируем из Windows программу Ассистент 2 для проведения сетевого компьютерного тестирования, есть кое-какие нестыковки, но приобретённая программа WINE@Etersoft 1.0 Network должна исправить положение. Необходимость переноса программы вызвана тем, что за годы наработана огромнейшая база тестовых заданий именно под эту оболочку. В GNU/Linux есть подобные программы, например, keduka, iTest, но они пока ещё уступают и по возможностям, и по удобству формирования тестового задания.
LXF: По каким причинам возник вопрос перехода на GNU/Linux?
Дмитрий: Основная причина, думаю, всем очевидна (ст.146 УК РФ). Вторая причина — коммерческая, всё остальное — следствие, куда можно отнести и патриотический порыв (негоже финансировать экономику другого государства за счёт своих бюджетных средств), и информационную безопасность, и тому подобное. Переход на GNU/Linux позволит раз и навсегда о них забыть, по крайне мере о первой.
LXF: Ваше Котласское речное училище — стопроцентно государственное учебное заведение. Был ли выбор в пользу GNU/Linux как-то связан с этим фактом?
Дмитрий: Котласское речное училище действительно финансируется из федерального бюджета. Конечно, как и ряд других учебных заведений, финансируемых из бюджета, мы оказываем дополнительные платные образовательные услуги в рамках действующей лицензии, но этих средств крайне недостаточно для приобретения проприетарного программного обеспечения.
Стоимость требуемого объёма лицензионного программного обеспечения по ценам весны 2007 только компании Microsoft составила 1,5 миллиона рублей, а есть ещё другие разработчики. Общая потребность в лицензионном ПО составила более 4,0 миллионов рублей.
Когда в Правительстве обсуждают затраты на легализацию ПО в школах, то почему-то забывают о профессиональных училищах, техникумах, колледжах и вузах. А ведь затраты этих учреждений, подавляющее большинство из которых бюджетники, в несколько раз превышают затраты любой школы. Подобные затраты для нас не только неприемлемы, но и неоправданы, я бы даже сказал расточительны.
LXF: Составлялся ли план миграции, или всё происходило стихийно?
Дмитрий: Конечно, всё было распланировано, ведь хороший план — это залог успеха. Перед тем как, начать миграцию на GNU/Linux, был проработан достаточно большой объём информации: сторонний опыт, этапы, проблемы, пути реализации, дистрибутивы, пособия, методическая документация и много другое.
Естественно, что в данный процесс были вовлечены ведущие преподаватели, заведующие лабораторий информатики и, конечно, не обошлось без понимания и одобрения со стороны администрации училища. Так, к примеру, директор училища Петухов Василий Валентинович первым высказал желание апробировать Linux на своём рабочем месте, заявив: «Справлюсь я — и другие должны справиться». Сейчас уверенно работает в Linux. Более того — предпочёл установить на своём ноутбуке Linux вместо Windows.
Переход на GNU/Linux начали осуществлять по двум направлениям: первый — компьютеры администрации, второй — учебные компьютеры в лабораториях и кабинетах.
На текущий момент из 155 единиц компьютерной техники из которых 95 учебных и 15 административных компьютеров полностью переведены на Linux, что в сумме составляет 70%.
Переход всё ещё продолжается, но абсолютно полный переход не получится, так как в образовательном процессе активно используется специализированная тренажёрная техника, которая стоит несоизмеримо выше издержек на лицензии ОС Windows. К примеру, стоимость комплексного навигационного тренажёра, который использует специальное ПО под Windows NT (консультировались с разработчиком, и он оказался не в состоянии предоставить версию ПО для Linux), составляет 1,8 миллиона рублей.
LXF: Чего опасались сильнее всего?
Дмитрий: Более всего в процессе перехода опасались непонимания со стороны большинства преподавателей, которые активно используют компьютерную технику в образовательном процессе. Как ни странно, многие отнеслись к проблеме с пониманием, более того, начали осваивать новую ОС.
LXF: Какой был выбран дистрибутив GNU/Linux и почему?
Дмитрий: Вопрос с дистрибутивом стоял наиболее остро. Среди множества достойных были выбраны и приобретены два дистрибутива: 25 лицензий Linux XP и Linux Mandriva 2007 Powerpack+ Academ BOX.
Выбор был сделан в пользу этих дистрибутивов, потому что Linux XP имеет переработанный рабочий стол Gnome, напоминающий привычный многим интерфейс (сила привычки, и от этого никуда не деться), невысокие аппаратные требования, совместимость с имеющимся оборудованием, улучшенная поддержка кириллицы в приложениях, мультимедийность и, конечно, неплохой сайт поддержки от разработчика. Данный дистрибутив устанавливается только на компьютеры администрации.
Linux Mandriva 2007 Powerpack+ Academ BOX — лицензия на неограниченное количество ПК в учебном заведении, возможность установки на ПК преподавателей и студентов, класс инсталляции desktop и server, дружественный интерфейс (используем рабочий стол KDE), расширенная поддержка оборудования, распространённость ОС в России, большой репозиторий, отличная панель управления, мультимедийность, наличие учебных пособий. Данный дистрибутив устанавливается на учебных компьютерах.
В дополнение к дистрибутиву Mandriva 2007 Powerpack+ приобретена сетевая версия WINE@Etersoft 1.0 Network. Стоимость решения составила 49,1 тысячи рублей.
LXF: Справляетесь?
Дмитрий: Лукавить не буду — стало сложнее, но это сейчас. Собственных сил хватает, а вот знаний и опыта ещё не достаточно. Опыт приходит только с опытом. В связи с этим хотелось бы иметь оперативную и качественную, пусть даже платную, поддержку.
LXF: Как на GNU/Linux отреагировали учащиеся?
Дмитрий: По моим наблюдениям, учащимся нет большой разницы, что изучать. Для многих, особенно первокурсников, тут кнопки — там кнопки...
Иначе обстоят дела со студентами специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления», ведь это их будущий «хлеб». Специалист, владеющий навыками администрирования Linux, — примерно в 1,5 раза более высокооплачиваемый по сравнению с аналогичным, но владеющим только навыками администрирования Windows. Многие проявляют интерес к различным дистрибутивам GNU/Linux и не только. Некоторые даже заинтересовались ОС Solaris и FreeBSD.
Ряд студентов использует на домашних компьютерах GNU/Linux, но большинство на сегодня используют ОС Windows, и это прежде всего связано с отсутствием качественных игр под GNU/Linux. Знаю, что ситуация и в этом направлении начинает меняться, выходят специальные игровые дистрибутивы, но для всего нужно время.
LXF: Были ли у учителей и администрации при переходе проблемы социального плана? Как их удалось решить?
Дмитрий: Личный пример, убеждение и плечо товарища всегда помогут в подобных ситуациях. Я уже приводил пример, как наш директор филиала начал с себя, другие комментарии, думаю, не нужны.
Проводилась разъяснительная работа в коллективе на темы статьи 146 УК РФ, о преимуществах программ с открытым кодом, а также консультационная помощь. Был приобретён и опубликован в интранет ряд курсов Интернет-Университета Информационных Технологий (http://www.intuit.ru). Основы работы в ОС Linux, операционная система Linux, основы работы в OpenOffice.
LXF: Какие методические материалы сейчас используются?
Дмитрий: Основные методические материалы, которые используются нами сейчас, — ресурсы сети интернет:
LXF: Что бы Вы пожелали сообществу для того, чтобы процесс внедрения GNU/Linux в образование пошёл активнее?
Дмитрий: Для начала необходимо ликвидировать пробел с качественными учебниками, учебными пособиями, и не только по конкретному дистрибутиву GNU/Linux, но и по работе с программными продуктами. Сейчас зачастую приходится собирать нужную информацию из разных мест. Сама информация об одном и том же предмете может сильно различаться, а иногда и вовсе не соответствовать действительности или попросту быть устаревшей. Необходимо больше уделять внимания качеству локализации продуктов. Было бы здорово, если бы разработчики улучшили поддержку пользователей с сайта по различным вопросам инсталляции и настройки системы, настройки конкретного оборудования, установке и удалению программных пакетов, и т.д.
LXF: Вы упомянули журнала Linux Format. Чем он Вам нравится? Что бы Вы пожелали?
Дмитрий: Прежде всего приятно чувствовать, что ты не один, думаю, Вы понимаете, о чём я (улыбается). Обзоры программных пакетов, публикуемые в Linux Format, позволяют сильно экономить время, а советы от профессионалов и учебные пособия просто бесценны! Свежие релизы на прилагаемом DVD позволяют не только держать руку на пульсе, но и экономить средства. Это особенно актуально, если не имеешь качественного канала связи. Пожелание только одно — так держать!
This document was generated using the LaTeX2HTML translator Version 2002-2-1 (1.71)
Copyright © 1993, 1994, 1995, 1996,
Nikos Drakos,
Computer Based Learning Unit, University of Leeds.
Copyright © 1997, 1998, 1999,
Ross Moore,
Mathematics Department, Macquarie University, Sydney.
The command line arguments were:
latex2html -split 0 -local_icons -no_navigation DmitrijModenov.tex
The translation was initiated by baldin on 2008-02-23