Балдин Е.М.
февраль 2007
Просьба не судить с высоты своего опыта реальность -- она вот такая, какая она есть. Мы можем её только улучшить, а прошлое изменить не получится.
Евгений М. Балдин Евгений: Когда и где впервые услышали/прочитали про GNU/Linux? Почему решили разобраться в нём?
Константин В. Панфилов Константин: Эта история начиналась где-то 2 года назад. Сидя зимним вечером в кабинете информатики, мне в голову постучалась мысль: «А почему-бы тебе не попробовать поставить ОС UNIX?»[*]
На следующий день, обойдя всех своих знакомых с вопросом: «Где взять такую вещь?» -- в ответ пожимали плечами и крутили у виска.
Меня это ещё больше раззадоривало. Один товарищ сказал: «О Linux слышал, о UNIX -- нет». На тот момент я и понятия не имел что и как, например, какие дистрибутивы существуют. Зайдя на Центральный Узел Связи, спросил у программиста: «Есть такая вещь?» В ответ я услышал странный и как мне показалось вроде бы ругательный набор слов: «Мандрак нелокализованный на 6 дисках». Ответ меня не устроил и я подался дальше искать счастья. Повезло мне в банке. Ребята там работают общительные и смекалистые.
Евгений: Какой был Ваш первый дистрибутив GNU/Linux и почему?
Константин: В банке мне дали дистрибутив ASPLinux 9.0 Chip Edition на одном CD. Дистрибутив оказался урезанным, но эта система меня очень заинтересовала. Отсюда все и поехало.
Евгений: Как GNU/Linux оказался в школе?
Константин: Где-то через 2 месяца после начала приобрёл Mandrake 10 на трёх CD. Дистрибутив был более доброжелателен к пользователю. Тогда в школе стояло 4 машины. Сразу захотелось опробовать сетевые возможности ОС. Была поставлена Samba, запущена сетевая печать. Но знаний было мало. Раздобыл два руководства об администрировании, у кого-то из друзей нашёл подборку о Linux на CD, вот так и началась моя дорога в Linux.
Но на полную система в школе не использовалась. На тот момент я ещё отвечал за обработку документов для администрации, учителей, а поток шёл большой. Нужен был аналог Fine Reader'а, а его, как известно, нет до сих пор.
Чуть позже наткнулся на ALUG (Алтайская LUG http://alug.metroland.ru/), Linux Forum (http://linuxforum.ru/). Сначала потусовался на ALUGe, но там скучновато. Больше понравилось на Linux Forum. Вот оттуда и потекла настоящая жизнь. Практически на любой вопрос можно найти ответ, корифеи всегда помогут и поправят. Здесь я понял: «Linux в школе должен быть». Мне нравится система своей открытостью, идеологией.
Евгений: Были ли проблемы при переходе?
Константин: Была попытка полтора года назад -- но не вышло. Это было обусловлено парком техники и дистрибутивом (Mandrake 10 Discovery). Хотя был поставлен Apache в локальной сети с целью научить работать в браузере, дать понятие, что это такое. Ведь подключения к интернету не было, да и сейчас его фактически нет. Линии у нас абы какие -- их можно сказать нет. Окончательный переход состоялся уже в этом году.
Евгений: Какая причина привела к этой достаточно резкой замене программного обеспечения?
Константин: На счёт резкой замены я бы не сказал. Это назревало в данном случае. Ну а толчок всё-таки был: события в стране, в частности в Пермском крае. Если ещё рассуждать об экономическом эффекте -- так что это можно назвать логическим следствием. Да и техника сейчас у нас стоит нормальная. Можно назвать и резкой заменой -- вот так.
Евгений: Вернёмся ещё раз к вопросу о софте. Что используются? Какой софт оказался очень кстати?
Константин: На счёт дистрибутива: использовал ASPLinux, Fedora Core, Mandrake, Mandriva 2006. Больше понравился Mandrake Mandriva своей дружественностью к начинающему пользователю. В качестве десктопа -- KDE.
На счёт замены программ: OO.org -- альтернатива MS Office, это из привычных. Для себя сделал открытие (и всем советую), в качестве текстового процессора -- LyX. Действительно избавляешься от болезней Word. Ещё кстати оказались пакеты Keduca с редактором тестов и Kturtle -- аналог логомиров. Аналог Delphi -- Lazarus плюс Free Pascal. Ну а вообще, всё что есть в Мандриве очень кстати.
Евгений: Чего заменить не удалось? Чего бы Вы пожелали ещё?
Константин: Вот чего заменить не удалось -- так это Fine Reader.
Чего пожелать ещё? Чтобы Министерство образования развернулось в сторону Open Source, или хотя бы поправило курс в эту сторону.
Евгений: Как отреагировали на эти изменения дети?
Константин: Детям интересно. Примерно 80% смотрят заинтересованно, сравнивают и делают для себя выводы. И в пользу этой ОС. Что разочаровывает их, так это ответ на вопрос: «А есть такие же игры, как под винду в продаже?»
Евгений: Попробовал ли кто из детей GNU/Linux дома?
Константин: Пока только двое поставили эту ОС. Причина проста -- нужны опыт, знания и желание. О чём говорить, если только перешли на Linux. Но помощь с моей стороны -- это святое дело.
Евгений: Как реагируют родители?
Константин: Родителям всё равно. Многие из родителей не имеют высшего образования. К компьютеру относятся как к дьяволу .
Евгений: Как относятся к переходу на GNU/Linux другие учителя?
Константин: Учителя пока ни сном ни духом. Да и в большинстве своём мало кто использует технику в учебном процессе. Ведь в массе своей это люди 45-55 лет, которым трудно что-то новое вводить в свою работу.
Когда этот контингент заканчивал учебные заведения, массовой информатизации не было. А сейчас чтобы освоить технику -- нужно время и желание. А инертность и боязнь показаться безграмотным берут своё. Но это всё временно и преодолимо.
Реально сейчас на технике работают 20% коллектива. Но к концу года эта цифра изменится -- я думаю к 60%. У нас ведь не только стационарная техника: есть ноутбук и медиапроектор, которые за последний месяц используется интенсивно.
Вот здесь к вопросу о ПО: нужен хоты бы и коммерческий учебный софт, аналогичный виндовому. Зачем Минобразованию тратить деньги на мелкософт? Заплатили бы лучше своим программистам, пусть делают учебное ПО под Linux. Ещё и сэкономят.
Евгений: Есть ли помощь от сетевого сообщества?
Константин: В сетевом сообществе уже есть течение в нужном направлении. Помощь -- ссылки на ресурсы Интернет. А с обменом опыта, пока нет.
Евгений: Какие сейчас планы?
Константин: Планы можно сказать Наполеоновские. Внедрить ОС в учебный процесс в нашей средней школе. Дать заинтересовавшимся ребятам основы PHP, MySQL и администрирования ОС. Учить основам Web-дизайна. Это пока все. Дальше мечтать не буду -- а то не сбудется .