Вопросы вступительного экзамена по философии
- Категория: Аспирантура
- Обновлено: 05.04.2016
- 29.03.2016
Вопросы к вступительному экзамену по философии
- Роль античной философии в становлении научной рациональности
- Основные философские школы Древней Греции
- Философское учение Сократа
- Основные положения философии Платона
- Система философии Аристотеля
- Западная и восточная патристика как философское направление. Учение об истории и обществе Аврелия Августина. Каппадокийский кружок.
- Фома Аквинский: томизм как средневековый аристотелизм. Актуальное и потенциальное. Сущность и существование. Форма и материя.
- Особенности научного знания в эпоху схоластики (Р.Бэкон, Д.Скотт, У.Оккам)
- Гуманизм философии эпохи Возрождения
- Научная революция XVI–XVII вв. и ее влияние на философию Нового Времени (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, И. Ньютон)
- Картезианский рационализм. Учение Декарта о научном методе
- Эмпиризм Ф. Бэкона и его роль в становлении науки Нового Времени
- Особенности эмпиризма в философии Т. Гоббса и Дж. Локка
- Философия французского Просвещения XVIII в. (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье)
- Философская и научная программа В.Г. Лейбница
- Метафизический монизм и рационализм Б. Спинозы. Этика
- Проблема познания в философских учениях Дж. Беркли и Д. Юма
- Учение И. Канта о познании («Критика чистого разума»)
- Наукоучение И. Фихте. Философия природы Ф.Шеллинга
- Учение о духе и диалектика Г.Ф.В. Гегеля.
- Неогегельянство
- Проблема методологии в философии неокантианства
- Позитивизм (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер)
- Неопозитивизм Венского кружка (Р. Карнап, М. Шлик, А. Нейрат, Ф. Франк)
- Лингвистический поворот в философии Л. Витгенштейна. Существование и языковые игры
- Постпозитивизм (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Т. Кун)
- Основные проблемы философии экзистенциализма
- Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи, Р. Рорти)
- «Философия жизни» и ее основные проблемы
- Феноменология Э. Гуссерля
- Структурализм и постструктурализм
- Язык и мышление. Философия языка
- Социальная философия Франкфуртской школы (Т. Адорно, Ю. Хабермас)
- Философские идеи классического психоанализа (З. Фрейд). Неофрейдизм
- Философская герменевтика (Ф. Шлейермахер, Г.-Г. Гадамер)
- Неотомизм в контексте диалога религии и науки
- К. Маркс. Марксистские и постмарксистские школы и направления. Критика взглядов Маркса
- Персонализм и его вклад в учение о человеке ХХ в.
- Основные концепции философии постмодернизма
- Предмет и основные направления философии науки
- Проблема человека в русской философии XIX–XX вв. (на примере персоналий по выбору)
- Проблема «Россия–Запад» в философии XIX в. Западники и славянофилы
- Основные направления русской философии XIX – начала ХХ вв.
- Философия всеединства В. Соловьева
- Философские идеи русского космизма (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский)
- Русская религиозная философия ХХ в.
- Предмет и функции философии. Структура философского знания
- Философия в системе культуры. Мировоззренческая функция философии.
- Уровни научного исследования: эмпирическое и теоретическое. Методы и формы эмпирического познания. Теоретический уровень познания
- Проблема истины в научном и философском знании
- Категория бытия в философии. Онтология и метафизика
- Классическая и неклассическая эпистемология
- Проблема сознания в философии. Роль науки в исследовании сознания
- Природа как объект философского знания. Природа и общество
- Основные проблемы философии истории
- Понятие социальной структуры. Проблема социальной справедливости
- Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации
- Духовная жизнь общества. Понятие общественного сознания
- Человек как предмет философского анализа
- Духовный мир человека и проблема становления личности
- Культура и цивилизация. Особенности развития современной цивилизации
- Философские проблемы этногенеза
- Социальный прогресс. Концепции устойчивого развития
- Социально-философские проблемы глобализации
- Эстетический идеал современности и проблема прекрасного
- Проблемы морали. Особенности современного нравственного сознания
- Искусство как форма духовной деятельности
- Представления о совершенном человеке в различных культурах. Смысл человеческого бытия
- Свобода и ответственность человека и общества. Этика ненасилия
- Понятие ценности и его роль в познании
Литература
Антисери Д., и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1–4. СПб., 1993–1997.
Новая философская энциклопедия. М., 2004. (Интернет: http://iph.ras.ru/enc.htm)
Рассел Б. История Западной философии. М., 1993.
Рассел Б. Проблемы философии / Перевод В. В. Целищева. Новосибирск: Наука, 2001.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Философия. Учебник / Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Академический Проект, 2003.